Ўзбек
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
3900
8065
7525

+540
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
102071
151672
84323

+67349

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 358 675
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Налоги должны стимулировать

soliq_160_3Налоговая реформа – фундаментальная часть преобразований и реформ. Внедрение современных и инновационных методов в сфере налогообложения, либерализация налоговой отрасли, прозрачность и открытость процесса сбора налогов – все вышеперечисленные меры призваны упростить и облегчить процесс взимания налогов. Дать толчок поступательному росту экономики. Способствовать развитию предпринимательства и производства в стране.

Вместе с тем, подвергая глубокому и всестороннему анализу публикации видных экономистов, специалистов в налоговой сфере, а также саму концепцию налоговой реформы, остается ряд важных и острых вопросов. К сожалению, эти вопросы остались вне поля зрения реформаторов. Либо насущным проблемам не уделено должного внимания. Не использованы все имеющиеся рычаги и инструменты налогового регулирования как стимулятора роста экономики и способа решения социальных вопросов, остро стоящих на повестке дня.

Вопрос первый. В многочисленных статьях, посвященных налоговой реформе широко обсуждается так называемый «международный опыт». Приводятся налоговые схемы и системы таких государств, как Израиль, Франция, Англия и т.д. В обсуждении налоговой реформы участвовали специалисты Всемирного банка и ряда авторитетных финансовых учреждений ближнего и дальнего зарубежья. Однако, по нашему мнению, следует воздержаться от бездумного копирования зарубежного опыта. Ситуация в экономике, социальной сфере, политической и демографической жизни нашей страны не имеет аналогов в мире. Опыт безудержного копирования зарубежных схем в сфере производства легковых автомобилей в нашей стране привел к затяжному кризису данной сферы. Об этом было сказано на всех уровнях. Имея, что называется перед лицом подобный негативный пример, следует проявить особую осторожность, перенимая зарубежный опыт в сфере налогообложения. Узбекистан – это своеоб­разная страна, имеющая собственные неповторимые экономические, политические, социальные, этнополитические и геополитические основополагающие факторы. Это своего рода организм, если хотите, тонкий механизм, без понимания которого любое вмешательство извне может иметь печальные и катастрофичес­кие последствия. Как уже упоминалось выше, зарубежные схемы в автопроме в Узбекистане не оправдали себя. Где теперь иностранные «гуру», ратовавшие за расширение производства устаревших легковых автомобилей в Узбекистане? Кто помнит их имена? И сегодня не им, а нам придется решать вопросы, связанные с автопромом. Искать пути выхода из возникшего кризиса. Не хочется, чтобы подобные «рекомендации» зарубежных финансистов и специалистов Всемирного банка и МВФ привели в налоговой сфере к финалу, аналогичному в отрасли автопрома.

Вопрос второй. Плоская шкала подоходного налога. Маститые экономис­ты, специалисты в налоговой сфере и уважаемые финансисты дружно лоббируют и восхваляют данную налоговую схему. В пример приводятся различные страны, в том числе наши ближайшие соседи. В частности, плоская шкала подоходного налога действует в Исландии, Гонконге, Грузии, Албании, Болгарии, Латвии, Литве, Македонии, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, России, Монголии, Казахстане и Кыргызстане. Насколько подобное нововведение приживется у нас, покажет время. Однако не следует забывать, что налоговая политика это мощнейший инструмент, способный при умелом использовании стимулировать практически все сферы социально-экономического характера. В данном случае шкала подоходного налога может сыграть мощнейшую стимулирующую роль в регулировании социально ответственных и значимых секторов экономики.

Президентом заявлена глубокая и всесторонняя реформа системы народного образования. Озвучены проблемы, возникшие в данной сфере. Главная из них – тотальная нехватка учителей. Используя налоговую политику в качестве инструмента стимулирования данной сферы, можно было бы снизить шкалу подоходного налога для учителей и врачей государственных учебных и медицинских учреждений. Заработная плата для категории данных лиц все равно выплачивается из бюджета. Не думаю, что, образно выражаясь, «на их налогах держится государство». К примеру, при общем 12% подоходном налоге для всех граждан, для врачей и учителей государственных учебных и медицинских учреждений налоговая ставка могла бы составлять 7%. Это нововведение привело бы к повышению дохода данной категории граждан, росту престижа профессии. Почему речь идет о государственных учебных и медицинских организациях? Да потому, что частные школы, больницы и поликлиники не испытывают трудностей при наборе персонала, заработная плата в них на порядок выше, условия труда лучше.

К примеру, военные в Узбекистане не платят подоходный налог вообще. Профессия учителя и врача подразумевает под собой классность. То есть при повышении квалификации, категории, класса увеличивается заработная плата. Создается парадоксальная ситуация. При повышении класса или категории возрастает заработная плата, но возрастает и подоходный налог в процентном соотношении. Увеличение дохода при этом не значительное, снижается стимул к повышению квалификации. Не следует ли при повышении квалификации или категории снижать подоходный налог? К каждому специалисту индивидуально. Это приведет к повышению уровню заработной платы, будет стимулировать профессиональный рост и, самое главное, поднимет престиж профессии. При этом потери для бюджета будут минимальны.

Налоговая политика способна оживить социально значимые сферы государства. При правильном и взвешенном подходе, учитывающем многофакторные особеннос­ти нашей экономики, можно достичь максимальных результатов. Неиспользование и игнорирование всего спектра представленного налогового инструментария, уход от социальной реальнос­ти способны привести к катастрофе в политике налоговой реформы.

Вопрос третий. Региональная налоговая политика. Подобный термин вообще не встречался в статьях и аналитических опусах специалистов. Кстати, как наших, так и зарубежных. Как-то прошли мимо. А ведь зарубежные специалисты не могут не знать что по ряду налогов, например в США, в различных штатах различная ставка.

В нашей стране наблюдается огромная дифференциация экономического и социального развития центра, то есть Ташкента и Ташкентской области и регионов. Многие регионы отстают по газоснабжению, электроэнергии, ГСМ и по иным параметрам экономического развития. В регионах проблема безработицы стоит острее, меньше производственных предприятий, слабее развито предпринимательство.

Ситуация усугубляется тем, что Ташкент и Ташкентская область являются своего рода инвестиционными магнитами внутри государственного значения. Экономические лидеры регионов стремятся в Ташкент. Открыть представительство, купить квартиру, перенести производство поближе к самому сильному рынку.

По вполне понятным причинам центр более развит, выше покупательская способность населения, выше инвестиционная привлекательность. Однако существуют и депрессивные регионы, нуждающиеся в инвестициях, в том числе и местных экономических элит. Требуется создавать налоговые условия для них. Для развития их экономичес­кого потенциала. Создавать благоприятные налоговые условия для развития регионов.

Четвертый вопрос. Налоговая политика и безработица. Безработица современное явление стран с рыночной и капитализированной экономикой. Безработице, как болезни, подвержены не только слабые и развивающиеся экономики. Она не щадит и развитые постиндуст­риальные страны Запада и Востока.

Остро стоит вопрос безработицы и в Узбекистане. Налоговая реформа может стать мощным стимулятором создания новых рабочих мест. Если связать воедино три основных фактора экономики: рост производства, рост рабочих мест и уменьшение налогового бремени.

Например, производственное предприятие со 100 работниками уплачивает определенный налог. Если на следующий год оно увеличивает количество работников, то уменьшается и в процентном соотношении налоговое бремя.

Стимулирование частного бизнеса на создание новых рабочих мест путем уменьшения налогового бремени очень важное и плодотворное нововведение.

С его помощью можно снизить расходы бюджета на выплату пособий по безработице, понизить затраты на переобучение безработных граждан, решить социальные проблемы.

Сама идея требует тщательной проработки. Но рациональное зерно в ней присутствует, несомненно. Решение проблемы безработицы с помощью налоговой реформы – веление времени.

Пятый вопрос. Формирование налоговой культуры. В странах Запада, в том числе и в России, на законодательном уровне установлено для должностных лиц обязательное декларирование доходов и имеющегося имущества. Эти данные публичны. И находятся в свободном доступе. Это очень важный антикоррупционный механизм. Это яркий и вдохновляющий пример прозрачности и ответственности власти перед народом. «Налоги и смерть» – это пос­ловица в англоязычных странах. Ее смысл заключается в неизбежности и фатальности двух факторов.

Будет ли введен этот порядок у нас? Покажет время. Но острая необходимость этого механизма не подвергается сомнению.

Формирование культуры уплаты налогов, искоренение правового нигилизма, пример правящей элиты в уплате налогов и подчинение закону – вот коренные цели налоговой реформы.

Мудрое использование налоговой политики как инструмента для решения социальных и экономических проблем, стимулирования роста производства и развития предпринимательства способно дать долгожданный рывок в реестр развитых стран, поднять уровень жизни граждан.

Ринат САГИТОВ.

 

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"