Ўзбек
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
0
0
0

+0
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
84323
231749
183929

+47820

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 104 932
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Жемчужина мусульманской архитектуры


samanid_160В историческом центре Бухары сияет жемчужина мусульманской архитектуры мавзолей Саманидов (892-943 гг.) – едва ли не самое ценное, что оставила нам многовековая история раннесредневековой архитектуры Средней Азии.

Мавзолей Саманидов является не только самым древним памятником исламской архитектуры в Центральной Азии, но также единственным сохранившимся архитектурным памятником времен правления династии Саманидов. Его скромность и изящная простота не имеют ничего общего с представлением об исконной помпезности феодального быта. Небольшой по размерам (около 10х10 м), он покоряет всех ясным, чистым и целостным выражением архитектурной идеи. Она захватывает своей абсолютной строительно-технической, конструктивной, декоративно-художественной и в конечном счёте общеэстетической значимостью.

По форме мавзолей Саманидов представляет собой куб со слегка скошенными кверху гранями, несущий полусферу купола. В интерьере – сплошной кирпичный декор стен и превосходно разработанный ярус арок и парусов. Прочности и долговечности сооружения мы обязаны искусству безвестных мастеров-строителей, и надо отдать должное уважение архитектору, по чьему замыслу был возведен мавзолей.

До XX в. мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем. Широкому кругу исследователей мавзолей Саманидов стал известен только в 20-е гг. ХХ столетия. Он является уникальным объектом. Близких ему по архитектуре и декору памятников не сохранилось не только на территории Средней Азии, но и за её пределами.

С 1937 по 1939 гг. под руководством архитектора Б.Н. Засыпкина были проведены большие исследования и реставрационные работы на мавзолее Исмаила Самани. Он продолжил глубокое архитектурное исследование памятника, которое было начато ещё в 1925 г. В.Л. Вяткиным, являющимся выдающимся археологом и историком-востоковедом.

Генеральная реставрация мавзолея Саманидов, проведённая под руководством Б.Н. Засыпкина, является одним из лучших примеров восстановления первоначального облика древнего сооружения. Борис Николаевич Засыпкин – архитектор, реставратор и учёный, посвятивший свою жизнь благородному делу: сохранению бесценного архитектурного наследия Узбекистана и Средней Азии в целом. По мнению одного из известных учёных Узбекистана доктора архитектуры П.Ш. Захидова: «Тео­рия и практика реставрационных работ в Средней Азии многим обязаны Б.Н. Засыпкину, в том числе и подготовкой квалифицированных кадров архитекторов и строителей-реставраторов».

Общее запущенное состояние памятника потребовало его длительного и тщательного изучения. Были сделаны обмеры, фиксации, зондажи, вскрытия и археологические раскопки. Каждый древний кирпич должен был остаться на своём месте, и поэтому удаление штукатурки, ремонтно-кирпичные заплаты производили только под наблюдением Б.Н. Засыпкина, следившего за тем, чтобы ни одна древняя часть не исчезла, не пропали следы утраченных деталей. Это было одно из требований ученого: при ремонтных работах нужно было использовать те материалы, из которых был построен памятник. Введение новых строительных материалов, например цемента, могло нарушить единство кладки. В связи с этим при реставрации облицовки в местах выпада в мавзолее использовался древний кирпич, который был найден при археологических раскопках вокруг памятника, собранный старый кирпич подвергался вторичному обжигу в печи, построенной вблизи памятника. А чтобы приготовить раствор нужного качества, был организован сбор разбросанного вокруг памятника кусков старого ганча.

В работе на этом памятнике реставраторы встретились с трудностями художественно-технического порядка. Большую помощь в решении трудных задач Борису Николаевичу оказал известный бухарский зодчий усто Ширин Мурадов, стоявший во главе мастеров и проработавший уже 15 лет в области реставрации памятников архитектуры Бухары, впоследствии ставший почётным членом Академии наук и лауреатом Государственной премии. Ширин Мурадов – художник-орнаменталист, резчик по ганчу, был одним из самых даровитых представителей школы бухарских народных мастеров последних поколений, оставил после себя много прекрасных работ. Им были созданы разнообразные декоративные композиции для отделки жилых домов Бухары и дворца Ситораи-махи-хаса близ Бухары, резной декор Бухарского зала театра оперы и балета имени Навои в Ташкенте и многое другое.

Б. Н. Засыпкин считал, что практическое изучение памятников и их своеобразной техники, декоративных приёмов, материалов и растворов стало возможно благодаря знаниям старых мастеров-строителей. От народных мастеров исследователи и рес­тавраторы узнавали специальную терминологию, сведения о теории строительного и декоративного искусства Средней Азии.

В результате трёхлетних работ по реставрации мавзолея, благодаря научному подходу Б. Н. Засыпкина и высокому мастерству усто Ш. Мурадова, удалось обнаружить некоторые неизвестные ранее детали декора и воссоздать древний облик этого замечательного сооружения. Эта работа, получившая в своё время высокую оценку, и сейчас может служить примером при анализе, изучении и реставрации памятников архитектуры Узбекистана.

 

Малика МАХМУДОВА,

доцент кафедры «Дизайн» НИХД

им. Камолиддина Бехзода.

 
TOP-статьи


© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"