Ўзбек
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
438
7012
6845

+167
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
155884
238474
105643

+132831

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 6 944 744
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Методика рейтинга университетов

 

В начале XXI века, в связи с углублением и расширением глобализационных процессов в сфере образования, значительно обострилась конкуренция между национальными университетскими системами и учебными центрами.

Если университет попадает в мировой рейтинг на ведущие места, то это резко повышает его привлекательность не только для абитуриентов, но и для работодателей, инвесторов, а также обеспечивает дополнительные субсидии государства. Ведущие позиции в мировом рейтинге вузов дают огромные преимущества. Например, США, привлекая иностранных студентов, ежегодно зарабатывают на образовательных услугах порядка 35.8 млрд. долл. – это первое место общемировых доходов в этой сфере.

По мнению экспертов, рейтинг во многих случаях обеспечивает вузовские администрации и правительственных чиновников более четкой и адекватной картиной качества высшего образования и его институтов. Кроме того, рейтинг служит ориентиром и стимулом, побуждая вузы к более высокому качеству образования, исследований. Рейтинг может служить полезным инструментом в части осознания проблем и планирования стратегических действий на институциональном и национальном уровнях.

Выделяются следующие классификации рейтингов.

1. Классификация по типам рейтингов:

  • Рейтинги с начислением единого итогового балла – их применяют для ранжирования вузов в целом. Процедура: составляется набор показателей, каждому из них присваивается свой вес, с учетом которого вычисляется единая итоговая оценка качества для данного вуза.
  • Рейтинги по конкретным дисциплинам, программам обучения или по отдельным предметам. Процедура: ранжированию подвергаются не вузы, а отдельные программы или обучение определенным предметам. Таким образом, можно оценивать качество учебных программ любого уровня – от программ получения диплома до профессиональных.
  • Рейтинги с комбинированным подходом в ранжировании. Процедура: в данном случае присутствуют свои, особенные методы определения рейтингов таблиц, лиг, которые невозможно объединить в единый тип.

2. Классификация по структуре рейтингов:

  • Порядковый – вузам присваиваются порядковые номера, и они располагаются в рейтинге в соответствии с этими номерами.
  • Кластерный – группировка вузов по рейтингу (лучшую, среднюю и худшую).
  • Комбинированный – вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов. Этот вариант представляет своего рода гибрид двух первых.

3. Классификация по источникам данных:

  • По имеющимся данным (например, содержащимся в опубликованных отчетах вузов).
  • По собранным данным (анкетирование студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей, выпускников).

Рейтинг университетов мира (World University Rankings – WUR) с 2010 г. разрабатывается и публикуется британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS). Этот рейтинг (QS WUR) широко известен. Он и все сопутствующие ему материалы содержатся на постоянном, регулярно обновляющемся онлайновом сайте компании. Рейтинг печатается и комментируется во многих ведущих национальных и международных СМИ.

В сферу анализа QS WUR включено 2500 университетов. Особое внимание уделяется 500 лучшим. Сайт имеет информационную базу и за прошлые годы. Он включает структурированную информацию о вузах, сгруппированную как по континентам, так и по странам.

В рейтинг попадают только те высшие учебные заведения, которые проводят многоуровневую подготовку студентов и не специализируются на каком-то одном направлении деятельности. Из 10 тыс. высших учебных заведений мира, насчитываемых ЮНЕСКО, в исследование попадают только те вузы, которые имеют большой индекс цитируемости в научных журналах. Общий рейтинг QS формируется на основе сравнительного анализа вузов по шести суммируемым в итоге критериям.

Таблица 1.

Методология рейтинга университетов мира QS WUR
Критерий отбора
вузов
Метод отбора
Значимость в
рейтинге, %
Авторитетность в области научных исследований
Опрос преподавателей, ведущих научную деятельность, о том, в каких вузах мира научные исследования проводятся на самом высоком уровне. Опрашиваются 46 тыс. акад. респондентов (каждый может дать только одну оценку, исключая «свой» вуз). Называются лучшие вузы в каждой области исследований (искусство и гуманитарные науки, инженерия и интернет технологии, науки о жизни и биомедицина, естественные науки, социальные науки) и лучшие вузы географических регионов.
40
Соотношение преподавательского состава к числу студентов
Источником данных являются сведения не только вузов, но и данных государственных организаций, официальная статистика межправительственных объединений (Higher Education Statistics Agency и др.).
20
Репутация среди работодателей
Опрос работодателей специальным подразделением консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. Опрашиваются (с 1990 г.) около 25 тыс. рекрутеров из 180 крупнейших рекрутинговых компаний (примерно по 31-33% от США, Азии и Европы).
10
Индекс цитируемости
Учитываются публикации преподавателей за последние 5 лет в автоматизированных системах (Elsevier, Scopus и др.).  Измеряется количество
цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей, работающих на основе полной занятости
20
Доля иностранных студентов
Учитываются студенты, принятые на полный цикл обучения.
5
Доля иностранных преподавателей
Учитываются работающие в университете на условиях полной занятости.
5
 

Как видно в таблице 1, половину вклада в итоговую оценку составляют замеры академической репутации университета и его репутации среди работодателей.

Рейтинг включает оценку достижений университетов по основным научным субнаправлениям: гуманитарным наукам и искусству, инженерным и техническим, наукам о жизни и медицине, о природе, социальные и управленческие науки.

Таблица 2.

Рейтинг 50 университетов по QS WUR 2017 (Топ 50)

Позиция в рейтинге

Страна

Название университета

Общий балл

1

США

Массачусетский технологический институт

100

2

США

Стэндфордский университет

98.7

3

США

Гарвардский университет

98.3

4

Великобритания

Кембриджский университет

97.2

5

США

Калифорнийский технологический институт

96.9

6

Великобритания

Оксфордский университет

96.8

7

Великобритания

Университетский колледж Лондона

95.6

8

Швейцария

Федеральный технологический институт, Цюрих

94.2

9

Великобритания

Имперский колледж Лондона

94.1

10

США

Чикагский университет

93

11

США

Принстонский университет

92.8

12

Сингапур

Национальный университет Сингапура

91.5

13

Сингапур

Наян технологический университет Сингапура

91.4

14

Швейцария

Политехнический федеральный университет, Лозанна

91.1

15

США

Йельский университет

90.9

16

США

Корнельский университет

90.1

17

США

Университет Джона Гопкинса

89.3

18

США

Университет Пенсильвании

89

19

Великобритания

Эдингбургский университет

88.9

20

США

Колумбийский университет

88.6

21

Великобритания

Королевский колледж, лондонский университет

87.7

22

Австралия

Национальный университет Австралии

87.3

23

США

Мичиганский университет

86.4

24

КНР

Университет Тсингхуа (Пекин)

86

24

США

Университет Дьюка

86

26

США

Университет Нортвестерен

85.7

27

Гонконг

Университет Гонконга

85.4

28

США

Университет Калифорнии,       Беркли

85.2

29

Великобритания

Университет Манчестера

84.8

30

Канада

Университет           МакГилла

84.1

31

США

Университет Калифорнии       (Лос-Анджелес)

84

32

Канада

Университет Торонто

83.8

33

Франция

Высшая школа, Париж

82.9

34

Япония

Университет Токио

82.6

35

Республика Корея

Национальный университет Сеула

82.1

36

Гонгконг

Гонконгский университет науки и технологий

81.8

37

Япония

Университет Киото

81.7

37

Великобритания

Лондонская школа экономики и политических наук. Лондонский университет

81.7

39

КНР

Пекинский университет

81.3

40

США

Калифорнийский университет, Сан Диего

80.6

41

Великобритания

Университет           Бристоля

79.6

42

Австралия

Университет Мельбурна

79.5

43

КНР

Университет Фудан

79.4

44

Гонконг

Китайский университет Гонконга

78.1

45

Канада

Университет Британской Колумбии

78

46

Австралия

Университет Сиднея

77.9

46

США

Университет Нью-Йорка

77.9

46

Республика Корея

KAIST – Korea Advanced Institute of Science & Technology

77.9

49

Австралия

Университет новый Южный Уэльс

77.8

49

США

Броуновский университет

77.8

 

В рейтинг QS WUR (топ 50) в 2017 году вошли девять университетов Азии. По географической структуре первое общее место в мире по рейтингам занимают американские университеты, второе европейские, третье азиатские.

Министерство образования и науки России в апреле 2017 года объявило о завершении второго этапа конкурса программы, предлагающей объединение региональных вузов в многопрофильные опорные университеты.

В первую группу попали 22 вуза, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровне.

Во второй категории оказались 14 университетов, которые получать аудиторскую и экспертную поддержку федерального центра, а дотацию только из региональных бюджетов.

Перед каждым отобранным вузом ставиться задача стать настоящей опорой региону, обеспечивая его необходимыми кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал. Количество опорных вузов в будущем может достигнуть 150.

Первые 11 опорных вузов были выбраны Министерством образования и науки в январе 2016 года. Согласно условиям программы создания опорных университетов, в конкурсе на этот статус не могут участвовать высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга, вузы – участники госпрограммы повышения международной конкурентоспособности «5-100», университеты из категории федеральных, а также вузы, расположенные в муниципалитетах, где уже есть опорные университеты. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов  должна составить не менее 10 тыс., доходы вуза – не менее 2 млрд. руб.

В ноябре 2016 года британская консалтинговая компания Quacquarelli Symonds (QS) включила семь российских университетов в свой рейтинг лучших мировых вузов с точки зрения трудоустройства выпускников. Среди них оказались Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (есть филиал в Ташкенте), Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Российский экономический университет (РЭУ) им Г.В. Плеханова (есть филиал в Ташкенте), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Московский физико-технический институт (МФТИ), Высшая школа экономики (ВШЭ), Национальный исследовательский технологический университет МИСиС.

Всего в рейтинге учитывались пять параметров: «репутация работодателя», «участие работодателя в жизни студентов», «сотрудничество вузов с работодателями», «достижения выпускников» и «уровень занятости выпускников».

Для вузов СНГ, в том числе университетов Узбекистана, независимое рейтингование – это привлечение потребителей образовательных услуг. Впоследствии – вхождение в рейтинги мировых университетов и статус вуза, признаваемого мировым сообществом.

Это также означает необходимость разработки собственной независимой, но отвечающей международным стандартам системы рейтингования вузов, ее методологии и методики оценки.

Ширин ЗАХИДОВА,

докторант НУУз, к.э.н.

Аннотация

В статье предложен методологический и аналитический анализ составления мировых рейтингов университетов. Показана сущность и характеристика зарубежных вузов рейтинга QS WUR 2017.

Ключевые слова: методология, рейтинг университетов, QS WUR, индексы, критерии эффективности вузов, конкуренция, университеты, качество образования, глобальный рейтинг.

 

Мақолада жаҳондаги университетлар рейтинги методологик ва аналитик жиҳатдан таҳлил этилган. QS WUR 2017 нинг хорижий университетларни рейтингини аниқлаш, моҳияти ва ўзига хос хусусияти очиб берилган.

The article offers a methodological and analytical analysis on the compiling of world university ratings. The essence and characteristics of foreign universities are shown in QS WUR 2017

Список использованной литературы:

1. «Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования». // Кафедра Ирхин Ю.В. 2013 г.

2. «Экспорт российского образования». high-study.ru. 03.06.2017 г.

3. «Концепция международного рейтинга институтов образования» // К.А. Жусупова, Т. А. Кожамкулов, А. Г. Мурзагалиева. Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан.

4. Вызов для вузов// Коммерсант.ru . от 18.04.2017 г.

5. www.topuniversitsities.com

6. QS Intelligence Unit. URL: http://www.iu.qs.com/university-rankings/world

7. www.education index.ru.

8. www.rbc.ru/technology_and

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"