Ўзбек
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
0
0
0

+0
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
84323
231749
183929

+47820

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 104 932
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Анализ важнейших показателей эффективности современной налоговой системы Республики Узбекистан

 

Взимание налогов является одним из древнейших направлений деятельности государства, их предназначение заключается в осуществлении важнейших задач и функций государственного аппарата – обеспечении целостности границ, защите малоимущих и др.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Первые известные сведения о налогах относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Это время характеризуется появлением первых политических конфедераций племен на территории Центральной Азии. Для содержания государства требовались ресурсы, источником которых являлись денежные и натуральные повинности.

Развитие государства в любые времена требовало обоснованной и рациональной системы налогообложения. Ярким примером тому выступает налоговая система, сформированная в XIV веке на территории Средней Азии во времена правления великого государственного деятеля Амира Темура, объединившего в единое целое земли от Сырдарьи до Аральского моря. В его знаменитых «Уложениях» были сформулированы основные положения налоговой системы того времени. В этом историческом произведении приводятся сведения о том, что основным налогом того времени был харадж, то есть налог на урожай. Его размер устанавливался в зависимости от качества земли, обеспеченности водой, близости к городу и других факторов, обычно он составлял одну десятую, одну четвертую, но не должен был превышать одной трети урожая. Были широко распространены мал-у джихат (от арабского слова «мал» – земля, имущество и «джихат» – причины) – подать, уплачиваемая деньгами и натурой, куналга – предоставление населением ночлега послам, царским гонцам и чиновникам, а также их слугам при проезде через определенные населенные пункты. С торговых караванов и купцов взимались пошлины при переезде через границы и остановки в караван-сараях (бадж), для подарков феодальным владетелям изымались обязательные сборы (пишкеш). Кроме того, существовал обязательный сбор для добровольного подношения высокопоставленным особам (савари), денежный сбор для расходов на царское угощение (шилан пули, что означало царский пир), подушная подать, которая собиралась с населения раз в год (джан салиги).

С помощью налоговых льгот государство того времени поощряло благородных людей, взявших на себя инициативу по оживлению залежных и заброшенных, так называемых «мертвых» земель. «В первый год с них не взимали ничего, на второй год довольствовались тем, что они сдавали по своему усмотрению, и только на третий год взимали с них харадж по установленной норме». [1, С.5]

При Амире Темуре была сформирована и отлажена работа налоговой системы, построенной на принципах гуманности и справедливости. «Были точно установлены размеры налогов и повинностей на землю, со скота и ремесленной продукции, деятельность лиц, собирающих налоги и подати, строго контролировалась. Проведение налоговой политики Амир Темур связывал со взысканием посильных щадящих сборов, целью которых было избежание разорения подданных и простого народа. Необходимо всячески избегать разорения подданных при сборе хараджа и не ввергать страну в пучину бедности, ибо лишение подданных крова и семьи влечет за собою иссякание государственной казны, а иссякание казны является причиной роспуска рати, что в конечном итоге приводит к ослаблению государственной власти. [2, С.132]

Современная налоговая система Республики Узбекистан вобрала в себя все позитивные элементы мировых налоговых систем прошлого и настоящего, но отличается своей неповторимостью и присущими только ей особенностями. На сегодняшний день создана совершенствующаяся из года в год налоговая система, способная обеспечить стабильное формирование доходной части бюджета. Правительство страны выбрало путь поэтапного реформирования системы налогообложения, что является самым оптимальным решением в условиях перехода к рыночным отношениям.

В докладе Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева указывается, что конечной целью налоговой политики, осуществляемой в Республике Узбекистан, является реализация таких важнейших задач, как «строгое соблюдение налогово-бюджетной политики, исполнение социальных обязательств государства, повышение заработной платы, пенсий и стипендий, финансирование крупных инвестиционных проектов и укрепление обороноспособности страны». [3, С.3]

Важнейшей характеристикой налоговой системы является её эффективность. «Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств: издержки налогового администрирования минимальны; искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально. В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговую нагрузку, соотношение прямых и косвенных налогов». [4, С.125]

С 2005 года в Узбекистане начался период коренных изменений в сфере демократизации и обновления общества. В соответствии с этим проведена масштабная налоговая реформа по совершенствованию системы налогообложения, унификации налоговых платежей, снижению ставок и усилению стимулирующей роли налогов. За последние годы «совокупное налоговое бремя удалось снизить до 20% к ВВП, и сегодня Узбекистан относится к странам с наилучшей благоприятной налоговой средой, тогда как уровень налоговой нагрузки в других странах, например в Австрии, составляет 43.4%, Турции – 32.5, Эстонии – 32.3 и Казахстане – 26.8%». [5]

Исследуем динамику поступлений налоговых доходов в Республике Узбекистан за последние четыре года (табл. 1):

Таблица 1.

Доходы государственного бюджета РУз в 2013-2016 гг., млрд. сум. [6]
Показатели
2013
2014
2015
2016
I. Доходы (без целевых фондов) - всего
26223.0
31730.5
36492.7
41030.7
1.
Прямые налоги
6353.7
7433.0
8 798.5
9853.6
1.1
Налог на прибыль юридических лиц
1038.8
1120.2
1180.5
1215.1
1.2
Отчисления в государственный бюджет от единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания
832.6
954.4
1207.8
1516.1
1.3
Отчисления в государственный бюджет от единого налогового платежа, включая микрофирмы и малые предприятия
755.0
967.9
1191.7
1440.8
1.4
Налог на доходы физических лиц
2717.3
3261.7
3800.7
4137.4
1.5
Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности
415.6
553.1
681.5
822.3
1.6
Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры
594.4
575.7
736.2
721.9
2.
Косвенные налоги
13398.6
16852.3
19193.8
21131.0
2.1
Налог на добавленную стоимость
7552.5
9476.1
10850.9
11891.6
2.2
Акцизный налог
4168.3
4941.1
5618.5
6258.5
2.3
Таможенная пошлина
1007.4
1350.0
1481.5
1449.5
2.4
Налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств
670.5
1085.1
1242.9
1531.3
3.
Ресурсные платежи и налог на имущество
3888.2
4311.5
4816.1
5306.2
3.1
Налог на имущество
1011.6
1273.7
1393.1
1659.3
3.2
Земельный налог
583.4
647.5
750.1
966.7
3.3
Налог за пользование недрами
2190.9
2275.6
2514.5
2517.7
3.4
Налог за пользование водными ресурсами
102.4
114.7
158.4
162.5
4.
Прочие доходы
2582.5
3133.7
3684.4
4739.9

Сведения вышеприведенной таблицы свидетельствуют о том, что совокупные доходы бюджета Республики Узбекистан в период с 2013 по 2016 г. имеют тенденцию роста, что само по себе указывает на позитивные сдвиги в сфере государственных финансов страны. В динамике косвенных налогов заметна тенденция к увеличению, ежегодный рост составляет от 15 до 25%. В 2016 г. по сравнению с 2013 г. этот показатель вырос в абсолютном выражении на 7732.4 млрд. сумов, чему в относительном выражении соответствует около 60% роста. При этом наиболее весомым среди косвенных налогов является налог на добавленную стоимость, его доля варьирует в общей массе косвенных доходов от 55 до 60%.

Для более детального анализа налоговых поступлений в бюджет Республики Узбекистан целесообразно обратить внимание на характеристику доли различных видов налогов в общей массе доходов бюджета.

Среди отдельных видов налогов наибольший вклад в государственный бюджет Республики Узбекистан вносят налог на добавленную стоимость (порядка 30%), акцизный налог (15%), налог на доходы физических лиц (10%), налог за пользование недрами (более 6%), налог на прибыль юридических лиц (около 3%). При этом среди подоходно-поимущественных налогов наибольший удельный вес имеет НДФЛ, среди так называемых налогов на потребление – НДС.

Важной характеристикой налоговой системы является показатель налоговой нагрузки (так называемого налогового бремени).

Налоговое бремя чаще всего характеризуют с позиций фактически сложившегося уровня бремени. Этот показатель (НБф) рассчитывается отношением всех уплаченных налоговых платежей (Н) к валовому внутреннему продукту:

НБф =НВВП х100% , (1)

где Н – сумма уплаченных всеми плательщиками налогов в текущем году; ВВП - валовой внутренний продукт текущего года.

Таблица 2. [6]

Налоговая нагрузка РУз за 2013-2016 гг., %
 
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
ВВП, трлн. сум.
118.987
144.868
171.340
199.325
Доходы госбюджета РУз, трлн. сум.
26.223
31.731
36.493
41.031
Налоговое бремя, %
22.039
21.903
21.299
20.585

Сведения таблицы 2, рассчитанные с помощью формулы 1, отражают факт равномерного снижения налоговой нагрузки, произошедшего за рассматриваемые четыре года.

Другим важным показателем, определяющим характер эффективности налоговой системы, является соотношение прямых и косвенных налогов. Процентное соотношение прямых и косвенных налогов РУз в 2013-2016 гг. показывает, что за анализируемый период по всем годам косвенные налоги значительно преобладают (табл. 3).

Таблица 3 [6]

Соотношение прямых и косвенных налогов в составе доходов ГБ РУз

в 2013-2016 гг.

 
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Доходы (всего), млрд. сум
26223.0
31730.5
36492.7
41030.7
 
млрд. сум
%
млрд. сум
%
млрд. сум
%
млрд. сум
%
Прямые налоги
6353.7
24.2
7433.0
23.4
8798.5
24.1
9853.6
24.0
Косвенные налоги
13398.6
51.1
16852.3
53.1
19193.8
52.6
21131.0
51.5

Исходя из проделанных расчетов, можно сделать вывод, что для налоговой системы Узбекистана характерно преимущество в распределении налогового бремени косвенных налогов, так называемых налогов на потребление. Этот факт указывает на сходство налоговой системы Узбекистана с европейской моделью.

Таблица 4. [7] 

Доля прямых и косвенных налогов в общем объеме ВВП РУз в 2013-2016 гг.

2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
ВВП, трлн. сум.
118.987
144.868
171.340
199.325
Доля прямых налогов в ВВП, %
5.34
5.13
5.14
4.94
Доля косвенных налогов в ВВП, %
11.26
11.63
11.20
10.60

По двум рассмотренным показателям эффективности налоговой системы (налоговая нагрузка и соотношение прямых и косвенных налогов) можно сделать следующие выводы: налоговое бремя в РУз за 2013-2016 гг. составило в среднем 21.5 процента; для налоговой системы Узбекистана характерен приоритет в распределении налоговой нагрузки налогов на потребление.

Для изучения структуры доходной части местных бюджетов Узбекистана обратимся к данным по налоговым поступлениям в бюджет г. Ташкента за 2016 г. (табл. 5, 6):

Таблица 5. [8]

Удельный вес регулирующих и закрепленных доходов бюджета г. Ташкента

в 2016 г.

Показатели
млрд. сум.
%
Доходы, всего
1803.656
100
Регулирующие доходы
207.18
11.47
Закреплённые доходы
1596.476
88.51

Благодаря представленным данным можно сделать вывод о том, что основная доля доходной части местного бюджета г. Ташкента (около 90%) приходится на закрепленные доходы, что соответствует характеристикам налоговых систем экономически развитых стран мира. Рассмотрим более подробно состав и структуру закрепленных доходов бюджета г. Ташкента (табл. 6):

Таблица 6. [8]

Состав и структура закрепленных доходов бюджета г. Ташкента в 2016 г.

Показатели
млрд. сум.
%
Закреплённые доходы
1596.476
100.00
1.
Налог на имущество юридических лиц
322.926
20.23
2.
Налог на имущество физических лиц
88.814
5.56
3.
Местные налоги и сборы
2.039
0.13
4.
Гос. пошлины
4.235
0.27
5.
Сборы ГУБДД МВД Узбекистана и его территориальных подразделений
29.644
1.86
6.
Поступления от доходов рынков
70.323
4.40
7.
Фиксированный налог на доходы юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
178.042
11.15
8.
Отчисления в государственный бюджет от единого налогового платежа, включая малые предприятия и микрофирмы
10.734
0.67
9.
Отчисления в государственный бюджет от единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания
12.285
0.77
10.
Налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств
292.027
18.29
11.
Земельный налог (кроме единого земельного налога)
111.208
6.97
12.
Штрафы
1.158
0.07
13.
Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры
472.068
29.57
14.
Другие поступления
0.973
0.06

Из вышеприведенных данных видно, что наибольший удельный вес в общем объеме закрепленных доходов бюджета г. Ташкента имеют налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (около 30%), налог на имущество юридических лиц (более 20%), налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (почти 20%).

Как известно, в случае недостаточности собственных финансовых ресурсов (закрепленные доходы) для покрытия расходов местным бюджетам выделяются на долевой основе часть налоговых сумм, закрепленных за вышестоящими бюджетами. Это так называемые регулирующие доходы местных бюджетов. Выделяемые средства используются последними для финансирования различных мероприятий регионального масштаба. Данный способ наделения средствами местных бюджетов приводит к усилению зависимости региональных органов власти от вышестоящих уровней управления.

Рассмотрим состав и структуру регулирующих доходов местного бюджета г. Ташкента за 2016 г. (табл. 5):

Таблица 7.

Состав, структура и удельный вес регулирующих доходов бюджета г. Ташкента в 2016 г. [8]
Показатели
млрд. сум.
%
Регулирующие доходы
207.18
100.00
1.
НДС
57.527
27.77
2.
Налог на доходы (прибыль) юридических лиц
15.411
7.44
3.
Налог на доходы физических лиц
23.424
11.31
4.
Налог за пользование водными ресурсами
11.258
5.43
5.
Акцизный налог
99.56
48.05

В соответствии с данными, представленными в таблице 5, наибольший вес среди регулирующих доходов в 2016 г. имели акцизный налог на товары, реализуемые на территории Республики Узбекистан, налог на добавленную стоимость, меньшую долю имели поступления от налога на доходы физических лиц, на доходы (прибыль) юридических лиц (рис. 1).

Таким образом, в общем объеме доходов местного бюджета г. Ташкента закрепленные доходы значительно превышают регулирующие, что характеризует достаточность собственных источников финансирования расходов и выполнение ими своей важнейшей – фискальной – функции.

 xazratqulova

Рис. 1. Структура регулирующих доходов местного бюджета г. Ташкента в 2016 г., %

Ежегодно Мировой банк проводит исследование налоговых систем во всем мире. В рейтинге учитываются количество и сроки налоговых платежей, а также общая налоговая нагрузка на среднее предприятие, не пользующееся налоговыми льготами. В 2016 г. в мировом рейтинге налоговой нагрузки на бизнес Узбекистан занял 118-е место (всего в рейтинге участвовало 189 стран мира), что свидетельствует о наличии множества актуальных задач, стоящих перед правительством республики, требующих скорейшего решения. Тем не менее исследование, проведенное в данной статье, наводит на мысль о наличии позитивных сдвигов в развитии налоговой системы Узбекистана, о снижении налоговых ставок, увеличении видов налоговых льгот и равномерном распределении налогового бремени.  

В годы независимости налоговая система Республики Узбекистан реформирована коренным образом, пропорционально с развитием экономики страны и ныне действуют налоги, включающие в себя национальные традиции и передовой мировой опыт. [9]

Как отметил Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Б.Р. Парпиев, «сложившаяся на сегодняшний день в Узбекистане налоговая политика становится одним из ключевых факторов, влияющих на темпы экономического роста, структурной перестройки и модернизации экономики, направленных на достижение конечной цели – рост благосостояния населения и процветание страны». [5]

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в Республике Узбекистан наблюдается постепенное снижение налогового бремени при преобладании косвенных налоговых поступлений над прямыми. Но необходимо добиваться дальнейшей эффективности налоговой системы, так как это является необходимым условием устойчивости экономической системы как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, регионов, так и на уровне государства в целом.

Хазраткулова Л. Н.,

самостоятельный соискатель,

Ташкентский государственный экономический университет.

Аннотация

В статье характеризуются особенности налогообложения Средней Азии времен правления Амира Темура, исследуются важнейшие показатели эффективности современной налоговой системы Республики Узбекистан, анализируются результаты коренных реформ, произошедших за годы независимости государства, направленных на пропорциональное развитие экономики и использование передового мирового опыта в национальной налоговой системе. Автор приходит к выводу, что правительство Республики Узбекистан неуклонно проводит политику, направленную на снижение налогового бремени, дальнейшую оптимизацию налоговой системы государства, что в результате неизбежно должно привести к стабилизации социальной структуры государства.

Ключевые слова: налоговая система, налогово-бюджетная политика, государственный бюджет, доходы, оптимизация.

In the article there characterized some distinctive features of tax systems of the past, conducted classification of basic kinds of taxes of that time. The red line seems the idea of the need to introduce a tax system based on humanity, justice and individual approach to taxpayers.

The purpose of the study is to analyze the most important indicators of functioning of tax system in the Republic of Uzbekistan. Among them there are indicators of tax burden, ratio of indirect returns to direct and others. In the article there analyzed results of fundamental reforms which occurred during the years of Independence of the state that aimed at proportional development of economy and application of advanced world experience in the national tax system.

The author comes to the conclusion that Government of the Republic of Uzbekistan steadily pursues a policy aimed at reducing tax burden, further optimizing tax system of the state, which as a result must inevitably lead to stabilization of social structure of the state.

Maqolada Amir Temur hukmronligi davrida Markaziy Osiyoni soliqqa tortish, O'zbekiston Respublikasida zamonaviy soliq tizimi samaradorligining eng muhim ko'rsatkichlarini o'rganish, davlatning mustaqillik yillarida mutanosib iqtisodiy rivojlanish va milliy soliq tizimida ilg'or jahon tajribasidan foydalanishga qaratilgan fundamental islohotlarning natijalarini tahlil qiladi.

Muallif O'zbekiston Respublikasi hukumati soliq yukini kamaytirish, davlatning soliq tizimini yanada optimallashtirishga qaratilgan siyosatni izchil davom ettirayotgani va natijada davlatning ijtimoiy tuzilmasini barqarorlashtirishga olib kelishi kerak degan xulosaga keldi.

Список литературы

  1. Амир Темур (Тамерлан). «Уложения». Режим доступа: www.e-samarkand.narod.ru/ulojeniya1
  2. Муминов И. «Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния». Роль и место Амира Темура в истории Средней Азии. Источник: http://historylib.org/historybooks/Tamerlan-Epokha-Lichnost-Deyaniya/52.
  3. Доклад Президента РУз Ш. Мирзиёева, посвященный итогам 2016 года и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. Режим доступа: fundamental-economic.uz/.

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"