Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
3920
8065
7525

+540
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
102091
151672
84323

+67349

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 358 695
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Как решить проблему безработицы

ish_taminlash_160Безработица – современное явление стран с рыночной и капитализированной экономикой. Безработице, как болезни, подвержены не только слабые и развивающиеся экономики, она не щадит и развитые постиндустриальные страны Запада и Востока.

Узбекистан в силу различных политических, экономических,  демографических и иных причин оказался в сложной ситуации, связанной с безработицей. Безработица – одно из основных  препятствий на пути поступательного развития экономического потенциала нашей страны. 

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на важнейшую и, по нашему мнению, основополагающую причину безработицы среди молодежи –  образование. Это либо его полное отсутствие, либо его явная недостаточность и низкий уровень специализации. Высокий уровень безработицы среди молодежи демонстрирует явные недостатки во всей системе образования, начиная с высшего, средне-специального и школьного.

Если взглянуть на ситуацию сис­темно, то нам откроется плачевная картина. И свой объемный анализ мы начнем с системы и структуры высшего образования. Как известно, в нашей стране ежегодно около 500 тыс. потенциальных абитуриентов заканчивают колледжи и академические лицеи, а теперь и школы.  Полные надежд, они устремляются в вузы. Но мест в вузах около 70 тыс. То есть на каждое место конкурс сос­тавляет около 7 человек, а прибавьте еще не поступивших в прошлые два-три   года.  Борьба, что называется, «не на жизнь, а на смерть». Очень высокий уровень конкуренции. Однако зададимся вопросом, а что происходит с теми, кто не смог поступить в заветный вуз? Многие из абитуриентов отправляются обучаться за границу. На интернет-форумах появилась злая, но тем не менее актуальная шутка: «За границей учатся те, у кого нет денег, чтобы поступить в Ташкенте». Ирония, но в ней много правды – очень дорогие контракты и новоявленные суперконтракты, не всегда честные правила игры при поступлении и сдаче экзаменов, коррупционная составляющая. Все вышеперечисленные факторы приводят к тому, что масса молодежи уезжает учиться за границу. Уходит из страны не только валюта, но и утекают «мозги», молодежь связывает свое будущее не с Родиной, а с другими странами.Критика ради критики не конструктивный подход. Есть ли выход способный решить проблемы в системе высшего образования и заодно решить проблему безработицы и коррупции. Выход есть. Он очень прост – это частные вузы. Сколько их в Узбекис­тане? Ноль. Узбекистан позиционирует себя как страна с рыночной экономикой. Но система высшего образования остается мало отличимой от бывшего СССР. Государство является единственным монополис­том на рынке высшего образования.  Государственные вузы напоминают древние храмы, их власть непоколебима, авторитет является сакральным, а монополия на обучение неприкосновенна.

Узбекистан по инициативе и под руководством Президента Шавката Мирзиёева взял твердый курс на либерализацию и демократизацию всех сфер государственной и общест­венной жизни. Система высшего образования не является исключением. Что может дать нам открытие частных вузов? Во-первых, многие из тех, кто не поступил в местные вузы и вынужден получать образование за границей, останутся учиться дома. В стране останется и валюта. Государственные вузы станут конкурировать с частными, повысится качество образования. Повышение качества высшего образования невозможно в неконкурентной среде. Отсутствие конкуренции в системе высшего образования ведет к его стагнации и является существенным тормозом для дальнейшего развития.  Возникнут новые рабочие мес­та,  ведь  вузы это не только преподаватели, но и обслуживающий персонал: лаборанты, медики, охранники, садовники, дворники, технический персонал и т.д. Частные вузы – это новые налоговые поступления в бюджет нашей страны. Образовательные кредиты для получения в образования в частных вузах смогут оживить и банковский сектор.   Конечно, частные вузы должны находиться под жестким государственным контролем. Но самый лучший контролер в условиях рыночный экономики – это сам рынок и качество предоставляемой услуги. По известным причинам понятно, что, к примеру, технические и технологические вузы, требующие мощных ресурсов, лабораторий,  практико-производственных мощностей, открыть сложно и многозатратно.  Но, к примеру, языковые  вузы или социально-гуманитарные не такая уж сложная задача. Уверен, частный капитал при государственной поддержке способен осилить открытие частных вузов любой сложности. Частные вузы способны приглашать иностранных специалистов, отправлять на стажировку как преподавателей, так и своих студентов. Не следует пренебрежительно относится и к зарубежному опыту. В США, Англии, Франции доля частных вузов очень высока. А вклад в экономику страны огромен.

Перейдем к следующей ступени системы образования – средне-специальному образованию. Именно средне-специальная система образования стала своего рода кузницей для пополнения армии безработных. Это печально известные колледжи и лицеи. О деятельности лицеев и колледжей написано много статей. Достаточно привести один пример: количество выпускников «банковских» колледжей в разы превышает количество имеющихся вакантных мест в банках и кредитных учреждениях. А тем не менее «банковские» колледжи до не давнего времени продолжали выпус­кать специалистов просто «в никуда». Многие из них пополнили армию безработных или уехали за границу в качестве чернорабочих. И такая ситуация была во многих профильных колледжах. Самое главное – профессиональная подготовка «специалис­тов» была очень низкой. Оборудование колледжей оставляет желать лучшего. Можно без конца критиковать и сокрушаться над сложившимся  положением. Но лучше выявить причину, устранить ее и продолжать работать. Причина до боли проста. Между производством, реальной экономикой, трудовыми потребностями рынка и средне-специальным образованием отсутствовала прямая и налаженная связь. Для того чтобы данная ситуация не повторялась вновь, основным заказчиком специалистов среднего звена должен быть бизнес и экономические структуры. Несомненно и то, что наряду с государственными средне-специальными образовательными учреждениями, на рынке образовательных услуг должны быть и частные  организации подобного типа. Хотя они уже есть. Частными предпринимателями открыты многочисленные курсы – массажа, маляров, стекольщиков, электриков и т.д. Но они не имеют дос­таточной государственной аккредитации. Привожу пример. Окончив курсы массажистов в частном учебном центре, невозможно устроиться на работу массажистом в районную государственную поликлинику. В чем проблема? Требуется диплом государственного образца. В соответствии с Конс­титуцией в Узбекистане объявлено равенство всех форм собственности. Так в чем же дело, почему диплом государственного образца обладает сакральной силой перед дипломом частного учебного центра? Ведь массажист в поликлинике – это не хирург и не врач-специалист. Таких примеров масса. Частные учебные центры не имеют достаточной правомочнос­ти для выдачи легитимных  дипломов. Эта ситуация порождает вынужденную безработицу. Люди, имея «не тот» диплом, но обладая навыками и умениями, не могут устроиться на работу.

Требуется незамедлительно уравнять в правах носителей государственных дипломов и частных учебных средне-специальных заведений. Это нововведение способно привлечь громадные инвестиции в открытие учебных центров. Положительным примером можно считать сотрудничество Министерства труда РУз и Южно-Корейской стороны – открытие компактных учебных центров «KOICA». Данные учебные центры оснащены по последнему слову техники. В сжатые сроки преподаватели готовят специалистов по нужным для экономики профессиям: токари, электрики, автослесари, специалис­ты по IT-технологиям. К сожалению, этот положительный пример – капля в море. Требуется расширять и углуб­лять данный позитивный опыт.

В свое время  талантливую молодежь отправляли на обучение за государственный счет за границу в ведущие вузы Западных стран. Что ж, неплохое начинание, но необходимо продолжить его в новой форме, отправлять за границу не только на учебу в вузы, но и в средне-специальные учебные заведения развитых стран Запада и Востока. Что значительно дешевле и технологичнее. Колледжи следует перепрофилировать в компактные, оснащенные современной техникой учебные центры. На законодательной основе необходимо связать потребности экономики и производства с производством кад­ров и специалистов, а не бездумно штамповать «банкиров», которые пополняют армию безработных.
Теперь перейдем к системе школьного образования. Казалось бы, а причем здесь школа? Но именно школа воспитывает уважение к труду и также способна, если не решить проб­лему безработицы, то позитивно на нее повлиять. В последнее время наблюдается мода огульно ругать все, связанное с советским прошлым. Да, в эпоху тоталитаризма было много перегибов. Но был и один положительный момент в школьном образовании. Это то, что старшее поколение помнит урок труда, который и  был нас­тоящим уроком  труда. Приведу простой пример из своей практики, так как являюсь преподавателем.  Я часто  задаю вопрос девятиклассникам, а теперь и десятиклассникам, могут ли они отремонтировать прос­той кран, поменять в нем прокладку? Ответ отрицательный. Во многих школах мастерские для проведения уроков труда либо превращены в склады, либо отданы в аренду предпринимателям, либо просто заброшены. Станки проданы и списаны. Толковых преподавателей труда просто нет. В свое время я работал на токарных станках по дереву, изготавливал простую незатейливую мебель. Работал со слесарным инструментом, электродрелью. Под руководством специалиста-трудовика учился менять «ту самую» прокладку в кране и основам работы сантехника. Все это осталось в прошлом,  молодежь, уткнувшись в сенсорные экраны китайских гаджетов,  не может даже ввернуть шуруп в бетонную стену. Специалистов-трудовиков попросту нет. Лишь в немногих школах в мас­терских еле-­еле теплится жизнь, заботами последних энтузиастов. Нет главного – не воспитывается уважение к человеку труда. Глубокая реформа системы образования, ее смычка с реальной экономической обстановкой, разгосударствление системы высшего образования и внедрение частных вузов, восстановление трудовых традиций  и производственных мощностей в школе, а также изменение и оптимизация системы средне-специального образования, если и не способны решить проблему безработицы, то способны в разы сократить ее, снизить остроту проблемы, обозначить выход из кризисной ситуации.    

Ренат САГИТОВ.

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"