Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
5978
5293
5648

-355
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
113710
159783
185137

-25354

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 4 888 390
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Честность – главный актив предпринимателя

kredit_160Ни для кого не секрет, что получить без проблем заем в кредитном учреждении можно только при наличии хорошей кредитной истории, но не все знают, каким образом идет формирование кредитной истории, и какие данные включаются в неё. Чтобы иметь более полное представление о данном явлении, наш корреспондент обратился с просьбой рассказать о работе кредитного бюро к представителям проекта по развитию финансовой инфраструктуры Международной Финансовой Корпорации группы Всемирного Банка Нодиру Хайдарову и Сарвиноз Шамсутдиновой.

Нодир Хайдаров: Любой финансирующий орган, в том числе и банки при предоставлении финансирования для клиента, прежде всего, смотрит на то, какова кредитная история того или иного заёмщика. Кредит - это доверие, а доверяют тому, кто вас не обманывает. Что касается банков, они обязательно учитывают кредитную историю заемщика, и в зависимости от этого даже могут применять дифференцированные ставки по своим кредитам.

– Как быть, если клиент обслуживается в одном банке, но обратился за кредитом в другой?

Нодир Хайдаров: Одно из решений данной проблемы – это обратиться за информацией в Кредитное Бюро, основной задачей которого и является сбор и систематизация информации по кредитным историям заемщиков. То есть кредитное бюро собирает информацию из всех банков. И если вы брали кредит в одном банке, а потом обращаетесь во второй, информация о вашем первом кредите уже есть в базе кредитного бюро. Кредитные бюро функционируют практически во всех странах, и Узбекистан не является исключением.

– Какое оптимальное количество Кредитных Бюро должно работать в стране?

Нодир Хайдаров: Правила диктует рынок. Есть примеры успешного функционирования и одного Кредитного Бюро в стране, но если один институт не справляется со своими задачами, в конкурентной экономике всегда появляется другая организация, которая возможно более качественно обслуживает рынок. Все зависит от масштабов и потребностей рынка, а также его способности правильно использовать кредитные истории для снижения рисков кредитования. Основным потребителем услуг Кредитного Бюро, конечно, являются банки. Многое зависит от того, насколько они удовлетворены качеством получаемых кредитных отчетов. С другой стороны, нельзя забывать и о других участниках: лизинговых компаниях, микрофинансовых организациях, требования которых также должны быть удовлетворены в полной мере.

– Расскажите о значении Кредитного Бюро для простого предпринимателя или бизнесмена?

Нодир Хайдаров: Самый главный актив предпринимателя – это его честность и порядочность. Но как это можно проверить с помощью Кредитного Бюро? Если предприниматель добросовестно платит за коммунальные услуги, своевременно гасит ипотеку, постоянно расплачивается за мобильную связь, и у него никогда не бывает проблем с автокредитованием – вся эта информация хранится в Кредитном бюро, и при ее обработке этому предпринимателю может быть выставлен определенный рейтинг. В данном случае, он, конечно, будет положительным, и банк, в зависимости от своей кредитной политики может руководствоваться этим рейтингом при выдаче кредита. Здесь необходимо отметить, что один раз в год, сам заемщик имеет право получить свою кредитную историю бесплатно. Современное Кредитное Бюро – это высокотехнологическая компания, которая должна иметь качественное программное обеспечение, удовлетворяющее требованиям времени, позволяющее проводить сложный анализ рисков кредитования и учитывать многие факторы.

– Как создать кредитную историю?

Сарвиноз Шамсутдинова: Как только вы вступаете во взаимоотношение с кредитной организацией, у вас автоматически создается кредитная история. Во многих развитых странах кредитная история является важным свидетельством, которое удостоверяет, что вам можно доверять, и, соответственно, только имея кредитную историю, вы вправе рассчитывать на те или иные кредитные услуги государственных и частных компаний. Вы можете открыть кредитную историю, даже обратившись в магазин для приобретения товаров в рассрочку. Процедуры передачи информации о кредитной истории в Кредитное Бюро, в разных странах различаются друг от друга в зависимости от законодательной базы и утвердившейся практики.

В Узбекистане все банки и микрофинансовые организации обязаны передавать кредитную информацию о своих заемщиках в Кредитное Бюро. В результате при помощи Кредитной истории формируется наиболее полная картина о выполнении Ваших кредитных обязательств. Очень важно поддерживать свою репутацию на высоком уровне и, в итоге, вы станете желанным клиентом для любого финансового учреждения. Заемщики должны понимать важность наличия хорошей кредитной истории и, соответственно, должны заботиться о своевременном погашении своих обязательств в установленный срок, поскольку кредитная история играет важную роль в скоринге каждого отдельного заемщика.

– Что такое скоринг?

Сарвиноз Шамсутдинова: Скоринг это оценка кредитоспособности заемщика. Такая объективная оценка основана на обработке огромного количества данных о заемщиках. Данные о заемщике обрабатываются с помощью специально разработанных программ и математических моделей. Обычно применяют статистический скоринг, основанный на большом объеме различных данных обо всех заемщиках, значимость которых для оценки кредитоспособности подтверждена статистикой за несколько предыдущих лет.

Родиной скоринга считаются Соединенные Штаты Америки, а датой рождения – середина прошлого века. После внедрения системы кредитного скоринга в США, наблюдался большой рост масштабов потребительского кредитования. Это также сопровождалось автоматизацией документооборота и процедурами страхования кредитов. Практика показывает, что введение скоринга позволяет увеличить рентабельность выдаваемых кредитов и повышать объемы кредитов при одновременном значительном сокращении расходов банка, а также снижении объемов проблемных кредитов. Скоринговые системы построены на анализе вероятностей возвратов кредитов огромного количества людей.

– Что необходимо для успешной работы Кредитного Бюро в Узбекистане?

Нодир Хайдаров: Существующее Кредитное Бюро функционирует с 2012 года, и имеет определенную историю развития. Оно было создано на базе Межбанковского кредитного бюро. На сегодняшний день данное кредитное бюро является единственным на рынке Узбекистана и не имеет конкурентов. Действующий формат отчета о кредитной информации был разработан местными специалистами, и его необходимо постоянно совершенствовать, чтобы он отвечал требованиям, принятым в международной практике.

Возможно, было бы целесообразно разработать новую версию данного отчета, которая удовлетворяла бы всё возрастающим требованиям получателей и помогла бы банкам делать более качественный анализ рисков в кредитовании. В Узбекистане постоянно проводятся исследования рынка по предоставлению кредитной информации, при этом основное внимание уделяется качеству принимаемых данных. Многие банки, к сожалению, должны еще поработать над улучшением качества кредитной информации и быть уверенными, что их информация содержит полноценные данные, необходимые для обмена с кредитными бюро. Ведь, если они предоставляют искаженные данные, это может повлиять на качество кредитной истории каждого из нас. При этом и кредитное бюро должно иметь сильную методологию проверки качества данных, что требует постоянного обновления технологий. Существующему Кредитному Бюро в Узбекистане необходимо выйти на новый уровень развития и развивать технологии и бизнес-процессы с привлечением мировых лидеров индустрии кредитного репортинга (reporting -финансовая отчетность) Это, кстати, предусмотрено и в Постановлениях Правительства, где говорится, что необходимо проработать вопрос привлечения международного кредитного бюро в состав учредителей кредитного бюро в целях повышения качества кредитно-информационных услуг.

– Может ли Международная Финансовая Корпорация помочь в этом вопросе?

Сарвиноз Шамсутдинова: Несомненно. У IFC накоплен достаточный опыт в этом вопросе. IFC, входящая в Группу Всемирного банка, является крупнейшим глобальным институтом развития, деятельность которого направлена исключительно на поддержку частного сектора. Работая с частными предприятиями в более чем 100 странах мира, мы используем наши капитал, опыт и влияние, чтобы способствовать искоренению нищеты и содействовать росту всеобщего благосостояния. В прошлом году, в рамках Плана мероприятий, утвержденный Центральным Банком, Ассоциацией банков Узбекистана и IFC, был проведен международный конкурс с оформлением всех необходимых документов по вхождению иностранного партнера в состав учредителей местного Кредитного Бюро. Интерес на участие в конкурсе выявили ведущие международные кредитные бюро. Необходимо отметить, что привлечение в качестве партнера ведущего международного кредитного бюро будет способствовать улучшению инвестиционной привлекательности Узбекистана и укрепления репутации Узбекистана как надежного партнера в работе с инвесторами, что в свою очередь упростит доступ к финансам для многих предпринимателей. Более того, это дает очевидные преимущества для быстрого достижения результатов по формированию хорошего имиджа и создания успешных примеров вокруг Узбекистана для улучшения инвестиционного климата страны.

Дилором ЗАКИРОВА,

«BiznesDaliy».

 

© Copyright 2008 - 2017    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Сайт не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"