Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
3311
5218
5428

-210
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
111519
187770
159783

+27987

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 5 073 969
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Биодизель: возможности и перспективы

 

biodizel_160Развитие собственного производства – важнейшая задача не только в экономической, но и в социальной, политической и иных сферах жизни государства и общества. Каждая новая освоенная технология производства ранее импортируемого продукта – это новые рабочие места, это укрепление экономической независимости и безопасности страны.

Увеличивая выпуск как легковых, так и большегрузных автомобилей, мы увеличиваем потенциальных потребителей бензина и дизельного топлива. Что сделать для того, чтобы, не уменьшая, а, возможно, увеличивая выпуск автомобилей, уменьшить при этом закупки нефти? Ответ очень прост, он практически находится под ногами. Это дизельное топливо. А точнее – биодизель. Наша знаменитая компания «GM Узбекистан» производит линейку современных и высококлассных автомобилей, которая постоянно обновляется современными моделями. Но почему GM не выпускает в Узбекистане автомобили с дизельными двигателями? Ведь такие автомобили, как Каптива, Орландо, выходят за рубежом с дизельными моторами. Почему Узбекистан составляет исключение?

Матушка природа одарила нашу Родину неисчислимым богатством, солнечным светом, теплой погодой, жарким климатом и плодородной почвой. То есть всем тем, что требуется для производства биодизеля. Биодизельное топливо способно в разы снизить зависимость Узбекистана от закупок нефти, сэкономить миллионы долларов, создать дополнительные рабочие места, а в перспективе экспортировать готовый продукт. Биодизелем называются топливные эфиры, которые получены из пальмового масла, соевых бобов и иных растительных масел. Сама концепция применения растительного масла в роли топлива существует с 1895 года, когда доктор Р. Дизель сконструировал первый в мире дизельный двигатель, который работает на растительном масле. Продемонстрировал его Дизель в 1900 году в Париже на Всемирной выставке с использованием в качестве топлива арахисового масла. Данное дизельное топливо вырабатывается химическим путем на специальных заводах из растений, содержащих масла, выращенных в условиях сельского хозяйства. То есть все то, что есть в избытке в Узбекистане. Колоссальные возможности производства биодизеля в нашей стране, огромный потенциал в сельском хозяйстве позволяют с уверенностью говорить о том, что производство и внедрение биодизеля позволят экономить миллионы долларов, создавать новые рабочие места, укреплять экономический потенциал страны. Преимущества использования биодизеля:

1. Биодизель – это единственная альтернатива топливу, которое может применяться в любых, не модифицированных, обычных дизельных двигателях. Условия хранения данного топлива такие же, как и условия обыкновенного топлива.

2. Использоваться биодизель может в чистом виде или в виде смеси с дизельным нефтяным топливом в любом соотношении.

3. В жизненном цикле использования и производства биодизельного топлива выбросов диоксида углерода совершается практически на 80% меньше, диоксида серы –  меньше практически на 100 процентов. Сгорает биодизельное топливо при сокращении несгоревших углеводородов больше чем на 90%, а при сокращении ароматических углеводородов – на 75-90 процентов. Практически в тех же цифрах, что и минеральное дизтопливо, в зависимости от процедуры тестирования и двигателей оцениваются выбросы оксидов азота. Существуют данные, что благодаря понижению мутагенности такое биодизельное топливо на 90% понижает риск заболевания раком.

4. Состоит биодизельное топливо по весу из 11% кислорода, и в его составе нет серы. Применение его увеличивает сроки эксплуатации дизельного двигателя, поскольку обладает более высокими, чем у дизельного нефтяного топлива, смазывающими характеристиками.

5. Для транспортировки и использования биодизельное топливо безопасно, так как оно биологически чистое, в десять раз менее токсично.

6. Изготавливаться биодизель может из широкого арсенала сырья. Это разнообразные возобновляемые масличные культуры, например рапс кукуруза или соя.

7. Биодизель – это проверенный вид топлива с двадцатилетней историей использования в США и Европе.

8. При сгорании в дизеле биодизельное топливо меняет запах выхлопных газов на более приятные запахи, например, французского картофеля или попкорна.

9. Отходы от производства биодизеля составляет жмых – это отжим маслосодержащих растений, который можно использовать для производства корма животным. Таким образом, производство биодизеля не только экологически чистое, но и безотходное производство.

10. Биодизель может производиться также из не культивируемых, а дикорастущих растений, например конопли, которая не требует постоянного присмотра и ухода, а является дикорастущим растением, сорняком. Таким образом, расходы и человеческие усилия для взращивания сырья для производства биодизеля минимальны и ничтожны.

11. Увеличение срока службы двигателя. При работе двигателя на биодизеле одновременно производится смазка его подвижных частей, в результате которой, как показывают испытания, достигается увеличение срока службы самого двигателя и топливного насоса в среднем на 60%. Важно отметить, что нет необходимости модернизировать двигатель.

Можно и далее приводить положительные примеры биодизельного топлива. Один из них – применение биодизеля на железной дороге в качестве топлива для тепловозов, где расходы очень и очень большие. Только на «разогрев» дизельного двигателя тепловоза тратится огромное количество дизельного топлива. Например, в России РЖД заявляла о готовности использовать биодизель для своих тепловозов. Не лишним будет заметить, что и военная техника танки, БТР и БМП также используют дизельное топливо. Биодизель без всяких доработок данных двигателей может свободно использоваться в вышеперечисленных транспортных средствах. К вопросу рентабельности производства биодизеля и производства дизельных автомобилей можно подойти не только с точки зрения сложных экономических теорий и расчетов, но и с чисто житейской мудростью. Разве ведущие и экономически мощные страны ЕС и США стали бы заниматься внедрением биодизеля, если бы это было не выгодно, стали бы они заниматься бесплодными проектами? Там на Западе хорошо умеют считать деньги. Ни денег ни слов на ветер там не бросают. Только в 2010 году производство биодизеля в мире составило 19 млрд. литров. По производству и потреблению биодизеля мировые лидеры США, Канада, Великобритания и ЕС. И что самое странное, эти страны не назовешь жаркими. Производство маслосодержащих культур в них проблематично из-за холодного климата. Требует больших людских и материальных средств. Но все-таки, несмотря на сложности и материальные издержки, они наращивают его производство. Так и хочется сказать, а что же мы? Ведь природа дала нам все условия для выращивания сырья для производства биодизеля.

Создание научной и производственной базы для переработки сырья не представляет особой сложности. В Узбекистане научные исследования по производству биодизеля проводились научным сообществом. В 2009 году в беседе с корреспондентом РИА Новости представитель Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли (МВЭСИТ) Узбекистана отметил: «Узбекистан намерен развивать производство биотоплива на основе мало востребованных, неэффективно используемых видов сельскохозяйственной продукции. Речь идет о сорго-яровой культуре, которая отличается теплолюбивостью, очень высокой засухоустойчивостью, солестойкостью, легко приспосабливается к различным почвам. Перспективной является организация второго и третьего поколений производства биотоплива из растительного стебля и микроводорослей».

Сотрудники Института материаловедения НПО «Физика-Солнце» Академии наук Узбекистана стали авторами переработки стеблей хлопчатника путем воздействия концентрированных солнечных лучей. В стране ежегодно собирают 5-6 млн. тонн стеблей хлопчатника, было решено найти применение такому сырью. Более 265 дней в республике светит солнце, поэтому новое производство топлива весьма перспективно. Данные информационные сообщения ясно показывают, что в стране имеются научные кадры и наработки для производства биодизеля в Узбекистане.

Производство биодизеля технически не сложно, точнее не сложнее, а гораздо проще, и что самое главное, безопаснее производства бензина из нефти. К тому же гораздо чище в экологическом плане. В интернете описывается масса способов получения биодизеля в кустарных, практически домашних условиях. Все это говорит о том, что производство биодизеля не требует огромных затрат, и самое главное – сырье есть в стране, его не надо закупать за рубежом.

Как известно, в некоторых областях Узбекистана иногда возникают проблемы с электричеством и теплоснабжением в зимний период. Биодизельные генераторы по выработке электроэнергии и дешевое биодизельное топливо для печей отопления способны решить такого рода проблемы. Суммируя вышеприведенные факты, подвергая глубокому анализу выявленные тенденции, мы делаем следующие выводы:

1. Производство легковых дизельных автомобилей GM, сырьевой и топливной биодизельной базы укрепит конкурентоспособность данного предприятия, откроет новые рынки сбыта, где популярны дизельные легковые автомобили, например рынок ЕС;

2. Производство биодизеля способно снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции. Так, при ценообразовании данных продуктов особую роль играет дизельное топливо, используемое в тракторах и иной сельскохозяйственной технике;

3. Производство биодизеля способно привлечь научно-исследовательские кадры, задействовать различные НИИ и поднять на новый уровень исследования в данной сфере;

4. Дешевое биодизельное топливо сыграет положительную роль в ценообразовании, розничной торговле, так как логистические схемы обязаны учитывать стоимость топлива при доставке товаров к месту реализации;

5. Производство биодизеля – это новые рабочие места и оживление социальной сферы, снижение уровня безработицы;

6. Биодизель является аграрным продуктом, прошедшим глубокую химическую и заводскую обработку. При этом прибавочная его стоимость будет гораздо выше. В обозримой перспективе, при правильном подходе, биодизель может стать экспортным продуктом. И в этом нет ничего фантастического. Ведь уже сегодня Узбекистан экспортирует большую часть продукции аграрного сектора в Россию и Казахстан.

 

Ринат САГИТОВ.

 

© Copyright 2008 - 2017    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Сайт не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"