Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
5051
6861
5999

+862
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
126119
187770
159783

+27987

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 5 088 569
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" «Для успешной валютной либерализации необходимы комплексные реформы»

valyuta_160Постановлением президента Узбекистана от 28 июля т.г. «О дополнительных мерах по стимулированию отечественных предприятий-экспортеров» с 1 августа отменяется требование обязательной продажи 25% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) субъектами-экспортерами. Является ли это очередным шагом на пути перехода от режима множественных валютных курсов к либерализации рынка иностранной валюты?

Применяемый валютный режим в нашей стране – это не режим множественного валютного курса, под которым понимается устанавливаемый страной валютный курс, имеющий более чем один показатель в зависимости от использования иностранной валюты. При режиме множественного валютного курса установленные правительством разные обменные курсы могут применяться для экспорта и импорта, для государственного и частного сегментов, для импорта различных товарных групп и т.д.  Как правило, в категорию со льготным курсом попадают импортируемые продукты питания, медицинские препараты, предметы первой необходимости, инвестиционные товары. В этом случае благоприятный курс обмена национальной валюты выступает как государственная субсидия. Повышенный обменный курс, напротив, является своеобразным налогом на импорт и применяется к группе товаров, отнесенных к категории неприоритетных. Таким образом, при множественном валютном курсе вариативность котировок национальной валюты выступает аналогом системы налогов и тарифов.

Применяющийся в Узбекистане валютный режим – это валютное рационирование, или валютный контроль. Его суть заключается в том, что правительство распределяет имеющиеся в своем распоряжении валютные ресурсы исходя из своих приоритетов. Поскольку по установленному официальному обменному курсу спрос на иностранную валюту превышает ее предложение (а иначе не было бы смысла ограничить продажу иностранной валюты), образуется нелегальный рынок, где цена иностранной валюты выше. В этом смысле валютное рационирование, де факто приведет к множенному обменному курсу. Однако главное различие между ними заключается в том, что при множественном обменном курсе использование всех курсов является легальным, тогда как при валютном рационировании легальным является лишь официально установленный обменный курс.

Отмена требования по осуществлению хозяйствующими субъектами-экспортерами обязательной продажи 25% валютной выручки от экспорта товаров – однозначно важнейший шаг в направлении либерализации рынка иностранной валюты, позволяющий увеличить их доходы от экспорта оценочно на 15%, а их прибыль – на многократно большую величину. А конечная цель принимаемых всех мер в этой сфере – «поэтапное внедрение современных рыночных механизмов валютного регулирования, обеспечение стабильности национальной валюты» – обозначена как одно из приоритетных направлений Стратегии действий.

В последнее время одной из актуальных тем в социальных сетях стало обсуждение последствий либерализации рынка иностранной валюты. При этом противники либерализации рынка иностранной валюты опасаются замедления темпов структурной перестройки экономики и роста инфляции, ухудшения статистических показателей нашей страны в международных сопоставлениях, например, снижения ВВП или ВВП на душу населения, и ухудшения имиджа страны. Насколько верны эти опасения?

Действительно, широко распространено мнение о том, что главная цель существующего режима валютного курса – ускорение структурной перестройки экономики. При этом считается, что субсидирование импорта инвестиционных товаров (машин и оборудования) через завышение официального обменного курса национальной валюты стимулирует инвестиционную активность в экономике, поскольку продажа иностранной валюты по заниженному курсу способствует увеличению импорта машин и оборудования для структурной перестройки экономики.

Возможно, в середине 90-х годов прошлого столетия введение режима валютного рационирования способствовало росту импорта инвестиционных товаров, хотя точные оценки выгод и потерь от его введения отсутствуют. Но в любом случае положительный эффект этого решения был краткосрочным, если вообще был. Существующий валютный режим уже давно не только не способствует ускорению структурной перестройки экономики, но и является главным тормозом на этом пути. В частности, как показывает анализ, уже в течение довольно длительного времени основными источниками финансирования импорта машин и оборудования выступают прямые иностранные инвестиции, международные кредиты и средства Фонда реконструкции и развития, а объем импорта инвестиционных товаров не превышает сумму из этих источников. Это свидетельствует о том, что по официальному курсу не финансировался импорт инвестиционных товаров, и, следовательно, нынешний режим валютного регулирования не мог стимулировать модернизацию, техническое и технологическое перевооружение предприятий и структурную перестройку экономики. Если даже импорт инвестиционных товаров финансировался бы по официальному курсу, сопутствующие отрицательные эффекты этого режима для экономики слишком высоки, чтобы считать его эффективным и необходимым.

Теперь относительно влияния либерализации рынка иностранной валюты на темпы инфляции. Конечно, валютный курс и темпы инфляции очень коррелированы. Однако важно отметить, что цены торгуемых (т.е. участвующих в международной торговле) товаров в настоящее время на внутреннем рынке устанавливаются с учетом обменного курса параллельного рынка. Об этом свидетельствует сопоставительный анализ цен торгуемых товаров на внутреннем и внешнем рынках. Об этом говорит и тот факт, что многие хозяйствующие субъекты и физические лица, не имеющие доступа к официальному рынку иностранной валюты, занимаются импортом, приобретая иностранную валюту на параллельном рынке и конкурируя на внутреннем рынке с теми импортерами, которые имеют доступ к официальному рынку иностранной валюты. Если бы цены импортных товаров определялись официальным обменным курсом, то вряд ли имел смысл импорт товаров по обменному курсу параллельного рынка.

Из-за того, что государство не может оказать непосредственное влияние на курс параллельного рынка иностранной валюты, он характеризуется крайне высокой волатильностью, что и является одной из главных причин высоких темпов инфляции и нестабильности макроэкономической ситуации в целом. Более того, следствием административного установления официального обменного курса, по которому «Центральный банк не берет на себя обязательства покупать или продавать иностранную валюту», является отсутствие монетарной дисциплины, поскольку официальный обменный курс недостаточно реагирует соответствующим образом на изменение,  как денежного предложения, так и условий торговли страны. Следовательно, именно наличие свободного рынка иностранной валюты само по себе станет важным фактором, дисциплинирующим органы денежно-кредитного регулирования, что может гарантировать относительно низкие темпы инфляции и макроэкономическую стабильность.

Не способствуя ускорению структурной перестройки экономики или снижению темпов инфляции, существующий режим валютного рационирования оказывает губительное воздействие на инвестиционную активность, темпы экономического роста и благосостояние народа. Его отрицательные последствия для экономики и общества огромны и многообразны. Этот режим сдерживает развитие экспорта и экспортного потенциала страны. Поскольку экспорт является основным источником импорта, в том числе и импорта инвестиционных товаров, сокращение объемов экспорта приводит к сужению возможностей для импорта, а, следовательно, и для структурной перестройки экономики и экономического роста в целом. Кроме того, он крайне искажает ситуацию в экономике – в первую очередь в части распределения доходов, размещения ресурсов и ценообразования. А искаженные цены дают ложные сигналы предпринимателям в отношении направления использования ресурсов, и снижает выгоду от участия в международном разделении труда и в международной торговле. Создавая льготные условия для части экономических субъектов, существующий валютный режим неизбежно ужесточает правила игры для других и разрушает конкурентную среду. Кроме того, наличие множественного курса располагает к валютным спекуляциям и коррупции. Предприниматели вынуждены тратить много времени, сил и средств не на развитие и модернизацию производства, а на «выбивание» конвертации по официальному обменному курсу, которая  обеспечивает значительно больше прибыли, чем любое, даже самое рентабельное производство. В условиях неопределенности сроков конвертации и уровня обменного курса, по которому она будет осуществлена, невозможно планирование финансовых потоков и инвестиций, составляющих основу эффективной деятельности любой корпорации. Это крайне ухудшает инвестиционный климат в экономике, снижает инвестиционную активность, особенно иностранных инвесторов, доверие населения к экономической политике правительства и к национальной валюте. Все это  стимулировало развитие теневого бизнеса и «долларизации» экономики. Поэтому однозначна и политика Международного валютного фонда в отношении множественных обменных курсов и валютного контроля: страны-участницы обязуются воздерживаться от практики применения множественных валютных курсов, прибегая к ним только в случае острой необходимости и на крайне непродолжительное время.

Ради справедливости надо отметить, что нынешний режим валютного рационирования – самый простой и надежный способ обеспечения сбалансированности торгового баланса. Ограничить продажу иностранной валюты исходя из суммы поступлений иностранной валюты от экспорта путем введения квот на конвертацию намного проще и легче, чем проведение искусной и изощренной макроэкономической политики, позволяющей в условиях свободного рынка иностранной валюты держать обменный курс на равновесном уровне. Однако это, однозначно, не та цель, ради которой мы можем позволить себе ежегодно терять огромные ресурсы, так необходимые для устойчивого экономического роста, повышения благосостояния народа.

Что касается ухудшения статистических показателей страны в международных сопоставлениях в результате либерализации рынка иностранной валюты, то этот вопрос надо анализировать с различных точек зрения. С точки зрения ВВП и ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, снижение обменного курса национальной валюты не приведет к их снижению, если методологически верно посчитать эти показатели. ВВП и ВВП на душу населения по текущему обменному курсу, естественно, будут значительно ниже, чем в настоящее время. Но важно помнить, что, с одной стороны, считая эти показатели по официальному обменному курсу, мы только сами себя обманываем. С другой – низкий уровень этих показателей дает стране значительные преимущества с точки зрения доступа к рынкам развитых стран для экспорта, а также привлечения грантов и льготных кредитов как международных организаций, так и зарубежных государств. Не случайно КНР в течение длительного времени искусственно занижала эти показатели, чтобы иметь доступ к этим ресурсам.

Нельзя сбрасывать со счетов и нравственную и морально-правовую сторону вопроса. Национальная валюта всегда была и остается предметом национальной гордости для любой страны, и сложившаяся ситуация в сфере валютного рынка в Узбекистане воспринимается населением болезненно. Не следует продавать товары и услуги, будь то автомобили или билеты на самолет, резидентам страны за иностранную валюту, когда население получает доход в национальной валюте, а свободная продажа этой самой иностранной валюты отсутствует. Сложившаяся же практика в этой сфере вынуждала граждан совершать противоправные действия в виде покупки и продажи иностранной валюты на параллельном рынке, что запрещено существующим законодательством. По этой причине трудно переоценить значение постановления президента от 26 мая «О мерах по совершенствованию ценообразования на продукцию, производимую АО «Дженерал Моторс Узбекистан». Оно выходит за пределы «чистой экономики», хотя и экономический аспект здесь очень важен, т.к. способствует увеличению спроса и укреплению сума. Уверен, что переход к продаже за национальную валюту других товаров и услуг, продаваемых в настоящее время за иностранную валюту резидентам страны, не за горами. Ведь если мы сами не признаем свою валюту, кто же ее будет признавать?

Означает ли все это, что либерализация рынка иностранной валюты – это только благо и не несет никаких отрицательных последствий для экономики и благосостояния народа?

Экономика – это как живой организм, где все органы взаимосвязаны, и лечение одного из них оказывает влияние на деятельность и здоровье других, причем не обязательно положительное. Поэтому любая реформа, помимо положительных имеет и отрицательные последствия. Задача экономической политики – выбор наиболее оптимальных мер из всех имеющихся альтернативных возможностей, позволяющих минимизировать общественные издержки и максимизировать общественные выгоды. По этой причине реформа для достижения намеченных целей часто предполагает проведение комплексных реформ. Это в полной мере касается и процесса либерализации рынка иностранной валюты, и думаю, что именно этим обстоятельством объясняется поэтапность и последовательность принимаемых мер по либерализации рынка иностранной валюты. На мой взгляд, в целях минимизации отрицательных последствий либерализации рынка иностранной валюты, необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, успех либерализации валютного рынка во многом зависит от масштаба обесценения официального обменного курса. Наиболее предпочтительный вариант – установление обменного курса на основе спроса и предложения. При таком сценарии обменный курс сума в краткосрочном и среднесрочном периоде установится, скорее всего, на уровне, близком к обменному курсу параллельного рынка. Этот сценарий либерализации рынка иностранной валюты имеет ряд преимуществ:

- значительное обесценение национальной валюты в результате либерализации рынка иностранной валюты минимизирует вероятность ее дальнейшего снижения и спекуляции на ней, что значительно повысит доверие населения к суму. Это – важнейшее условие достижения стабильности курса сума, стимулирования сбережений и инвестиций, ускорения структурных реформ и темпов социально-экономического развития;

- этот сценарий не приведет к значительному изменению внутренних цен, ориентированных в основном на курс параллельного рынка, а значит, и не будет вызывать значительные структурные издержки в экономике;

- снижение обменного курса до уровня, близкого к обменному курсу на параллельном рынке, дает правительству больше поля для маневров в краткосрочной и среднесрочной перспективе в области проведения монетарной и фискальной политики, сохраняя стабильность обменного курса.

Во-вторых, важно помнить, что многие меры экономической политики выработаны и реализуются исходя из сложившегося валютного режима. Другими словами, они является производными от валютной политики. Это касается, прежде всего, импортного режима. В частности, хотя сегодня цены торгуемых товаров на внутреннем рынке ориентированы на обменный курс параллельного рынка, но при определении суммы таможенных платежей (импортных тарифов, акцизов и НДС на импорт) используется официальный обменный курс. Следовательно, снижение официального обменного курса сума приведет к пропорциональному росту суммы этих платежей, следствием чего станет рост стоимости импортных товаров и высокие темпы инфляции.

По этой причине снижение официального обменного курса сума должно сопровождаться одновременным снижением/упразднением импортных тарифов и акцизного налога на импорт с тем, чтобы не допустить роста цен на импортные товары. Такой подход позволяет также существенно снизить уровень искажений цен в экономике, что будет способствовать более эффективному распределению и использованию ресурсов, снижению теневого импорта и коррупции. Одновременная оптимизация предоставляемых льгот по таможенным платежам путем отмены неэффективных из них может стать важным дополнительным фактором пополнения государственного бюджета. Эти меры необходимо дополнить с институциональными реформами, направленными,  де-факто на создание конкурентной среды в сфере импорта товаров народного потребления, особенно тех товаров, которые имеют низкую эластичность по цене (импортные товары первой необходимости, лекарственные препараты и т. д.) с тем, чтобы не допустить монополизацию их рынка и рост цен.

В-третьих, важнейшим условием минимизации общественных издержек и максимизации общественных выгод от либерализации рынка иностранной валюты является определение прямого и косвенного влияния этого процесса на конкретные рынки. В частности, наибольший интерес и практическую ценность представляет глубокий анализ влияния снижения обменного курса сума на цены энергетических товаров, особенно бензина, которые могут оказать влияние на темпы инфляции в экономике, и выработка наиболее эффективных мер по минимизации их отрицательных последствий. Важно также провести тщательный анализ влияния снижения курса сума на хозяйственную деятельность тех предприятий и организаций, которые приобретают отечественные сырьевые ресурсы за свободно конвертируемые валюты, имея доступ к официальному рынку иностранной валюты и т.д.

В-четвертых, нужна оценка возможностей предприятий, работающих в основном на внутренний рынок, а также государственного бюджета и банковской системы по уплате внешнего долга. Хотя либерализация рынка иностранной валюты станет важным фактором повышения эффективности внешних заимствований, однако существенное снижение официального обменного курса национальной валюты приведет к пропорциональному росту затрат в сумовом выражении тех предприятий и организаций, которые имеют задолженность в иностранной валюте. Поэтому неэффективные производственные проекты или проекты, изначально заложенные исключительно под получение льготной  конвертации, должны переформатироваться или закрыться. А те проекты, которые брали внешние займы на социальные цели и приведут к росту расходов государственного бюджета (проекты в сфере здравоохранения, образования, строительства жилья в сельской местности и т. д.), должны быть поддержаны государством при либерализации рынка иностранной валюты.

В-пятых, обеспечение устойчивого воспроизводственного процесса предполагает со временем переоценку активов производственных предприятий, приобретаемых из-за границы (импортное оборудование и технологии), если только их стоимость при импорте не завышена искусственно. В противном случае начисляемые амортизационные отчисления будет недостаточны для их воспроизводства. Такая переоценка приведет к росту суммы амортизационных отчислений и издержек производства и цен, хотя влияние этого на рост цен будет не существенным.

В-шестых, снижение официального обменного курса, как и снятие барьеров на пути экспорта, означает увеличение доходов производителей от экспорта своей продукции, следствием чего может стать повышение внутренних цен на экспортируемые товары. Другими словами, производители стремятся получить от продажи своей продукции на внутреннем рынке доход не меньше, чем от экспорта, в противном случае им выгодно экспортировать. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что за последний год происходило постепенное уменьшение нормы обязательной продажи субъектами-экспортерами иностранной валюты и либерализация экспортного режима, влияние этого фактора на повышение внутренних цен экспортируемых товаров тоже будет незначительным.

В-седьмых, чрезвычайно важный вопрос – обеспечение стабильности национальной валюты и макроэкономической стабильности ситуации после либерализации рынка иностранной валюты. Без этого невозможно ускорение темпов структурных реформ, повышение экспортного потенциала и инвестиционной активности, привлечение иностранных инвестиций в перерабатывающие отрасли промышленности, где в основном и создаются производительные рабочие места и производятся товары с высокой добавленной стоимостью. Решение этих задач во многом зависит от комплексности и синхронности проводимых реформ. Важно проводить реформы, направленные на устранение сложившихся экономических диспропорций, повышение роли рыночных инструментов в распределении и использовании ресурсов, создание равных конкурентных условий для всех хозяйствующих субъектов, повышение стимулирующей роли экономической политики. Это предполагает дальнейшее углубление реформ и снижение роли государства в экономике.

Наиболее актуальными направлениями реформ являются: а) укрепление прав собственности и реформу судебной системы; б) обеспечение независимости банковской системы, освобождение банков от несвойственных функций и соблюдение банковской тайны, формирование конкурентной среды в банковской сфере в целях стимулирования сбережений и эффективной их трансформации в инвестиции; в) отказ от административного распределения финансовых и материальных ресурсов и создание их свободного рынка; г) совершенствование фискальной политики путем отмены многочисленных неэффективных налоговых льгот, сокращение количества налогов и снижение налоговой нагрузки  и т. д.

В-восьмых, любая реформа, особенно реформа валютной политики, приведет к перераспределению доходов между различными группами общества. Неизбежно найдутся группы людей, часто это наиболее влиятельные группы, которые теряют от либерализации. Ее противники, как правило, из этих групп общества, и они любыми способами постараются не допустить либерализации экономики.

К счастью, проводимая политика в Узбекистане за последний год, объявление 2017 года «Годом диалога с народом и интересов человека» и его реализация на практике уже раскрепостили общество. Именно по этой причине в СМИ, включая общественные сети, так активно обсуждаются практически все вопросы жизни и деятельности общества, в том числе вопросы либерализации экономики в целом и рынка иностранной валюты в частности. Возможность такого открытого обсуждения – не только важнейший фактор совершенствования экономической политики и общественного устройства, но и само по себе благо для народа и гарантия того, что реформы в Узбекистане стали необратимыми.

Нишанбай СИРАЖИДДИНОВ,

д.э.н., проф. кафедры «МЭ и МЭО»

Университета мировой экономики и дипломатии.

 

© Copyright 2008 - 2017    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Сайт не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"