Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
4268
5206
5371

-165
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
126653
121104
111250

+9854

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 4 092 154
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Диалоги, содействующие миру и развитию

 

draganov_160Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА)  является структурой, действующей в соответствии с мандатом, в основе которого лежит превентивная дипломатия.  Расположенный в Ашхабаде, центр был создан по инициативе пяти государств Центральной Азии путем обмена письмами между Генеральным секретарем ООН и Председателем Совета Безопасности ООН 16 мая 2007 года. В регионе, который все чаще сталкивается с различными вызовами и угрозами, РЦПДЦА предпринимает  превентивные усилия по укреплению регионального сотрудничества и содействию государствам Центральной Азии в поиске взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений существующих региональных проблем.

За десять лет своего существования центр предоставил правительствам платформу для диалога по наиболее значимым региональным вопросам, начиная от управления общими ресурсами транснациональных угроз, таких как терроризм и насильственный экстремизм, организованная преступность, наркотики, торговля людьми, и заканчивая общими усилиями по содействию стабилизации ситуации в Афганистане. При этом РЦПДЦА тесно сотрудничал со всеми правительствами стран в регионе и содействовал укреплению потенциала в использовании методов и инструментов превентивной дипломатии для решения существующих и возникающих проблем.

О достигнутых результатах и задачах центра в своем интервью рассказывает глава  РЦПДЦА, спецпредставитель Генерального секретаря ООН Петко Драганов.

– В эти дни  РЦПДЦА отмечает свой 10-летний юбилей. Не могли бы вы отметить основные достижения центра за этот период?

–   Основной задачей центра является оказание содействия государствам в нахождении решений потенциально конфликтогенных региональных проблем. Наша деятельность  осуществляется на основе мандата и трехлетних программ, согласуемых с государствами Центральной Азии. На период 2015-2017 годов  приоритетами были определены: 1) транснациональные угрозы и вызовы; 2) управление общими природными ресурсами; 3) внутренние факторы, оказывающие влияние на региональную стабильность;  4) создание национального/регионального потенциала для предотвращения конфликтов.

По сравнению с другими миссиями ООН наш центр является небольшой структурой  с минимальным бюджетом и ограниченным кадровым составом. Основная часть  программных мероприятий финансируется из внебюджетных источников. В то же время географическая зона ответственности РЦПДЦА шире, она включает пять государств. Это предполагает, что по сравнению с большинством миссий, которые работают, как правило, в пределах одной страны, все наши усилия нужно умножать по крайней мере на пять. На этом фоне центр является одной из эффективных структур ООН по соотношению ресурсы – результаты. Если говорить о конкретных результатах нашей работы за прошедшие 10 лет, то, наверное, нужно начать с того, что за это время в Центральной Азии не было крупных межгосударственных конфликтов. Это, конечно, заслуга самих государств, но здесь есть и частица нашего труда.

В рамках мониторинга ситуации нами наработан значительный аналитический потенциал. Мы осуществляем информационное обеспечение руководящих структур ООН с целью принятия и реализации своевременных и эффективных решений. Два раза в год я выступаю в Совете Безопасности с отчетами о проделанной работе и анализом региональной обстановки. Предложения, которые мы согласовываем со странами, доводятся до членов Совета Безопасности и получают международный резонанс. Чтобы еще больше усилить глобальное звучание проблематики Центральной Азии, центр инициировал несколько визитов Генерального секретаря ООН во все пять центральноазиатских государств. В первой половине июня  Генеральный секретарь Антониу Гуттериш также посетит Центральную Азию. Это является свидетельством большого внимания, уделяемого руководством Организации Объединенных Наций региону, и готовности оказывать содействие в решении существующих вопросов.

За прошедшие годы мы организовали десятки международных семинаров и «круглых столов» по актуальным вопросам региональной безопасности, подготовили более 1000 специалистов в различных сферах превентивной дипломатии. Были проведены сотни раундов переговоров в столицах государств Центральной Азии и в других странах, направленных на содействие в преодолении разногласий и сближении позиций. Главной  целью центра является укрепление доверия между странами, которое создаст благоприятный климат для всестороннего сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере. Разумеется, результаты такой работы будут видны не сразу, но мы отмечаем положительные тенденции. Особенно мы приветствуем и поддерживаем на деле усилия стран, направленные на облегчение таможенных и иных административных барьеров для торговли.

Конкретными результатами нашей работы можно считать и подписание ряда документов, регламентирующих взаимодействие с нашими партнерами в регионе и намечающих стратегии будущих действий. Я хотел бы особенно отметить Совместный план по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, одобренный высокими представителями стран Центральной Азии в ноябре 2011 года в Ашхабаде. План уделяет значительное  внимание гуманитарному измерению превентивной дипломатии, отмечая необходимость комплексного подхода к решению проблем терроризма, насильственного экстремизма и радикализации населения, чтобы устранить глубинные причины этих угроз при соблюдении основных прав и свобод человека. Это был первый в мире опыт адаптации глобальной контртеррористической стратегии к конкретному региону. Он послужил примером для стран в других частях мира.

Центр предлагал ряд инициатив в сфере управления трансграничными водными ресурсами. Что удалось сделать по этому вопросу?

– В 2010 году в штаб-квартире РЦПДЦА в Ашхабаде был подписан меморандум о взаимопонимании между ООН и Исполнительным комитетом Международного фонда спасения Арала (МФСА) о сотрудничестве с целью разработки механизма мониторинга и предотвращения угроз окружающей среде в бассейне Аральского моря. На базе данного документа центр взаимодействует с Исполкомом МФСА в плане обмена информацией, повышения потенциала его сотрудников, содействия в мобилизации международной поддержки при реализации программ бассейна Аральского моря (ПБАМ) и по ряду других вопросов. В настоящее время РЦПДЦА находится в контакте с туркменским председательством ИК МФСА по вопросам разработки региональной водной стратегии. Центр также сотрудничает с ЮНЕСКО в рамках исследования проблемы таяния высокогорных ледников и его влияния на национальные и трансграничные водные системы, а также создания соответствующей системы обмена информацией и знаниями.

В сотрудничестве с Научно-информационным центром Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК) Центр разрабатывает механизм раннего оповещения о потенциальных проблемных ситуациях на трансграничных реках. В настоящее время мы готовим и распространяем ежеквартальные бюллетени раннего оповещения на основе согласованного набора индикаторов.  Уже несколько лет мы работаем с государствами Центральной Азии с целью создания правового механизма комплексного решения водно-энергетических проблем региона. По результатам нескольких лет переговоров в марте 2017 года центр направил правительствам обновленное предложение по разработке соглашений об использовании водных ресурсов бассейнов рек Амударьи и Сырдарьи. Предложенные проекты имеют целью помочь странам создать четкий правовой механизм управления трансграничными водными ресурсами на основе учета интересов всех сторон, равнозначности различных видов водопользования, рациональности и справедливости. Проекты также предлагают создание многоступенчатого механизма разрешения споров. Я уже провел первый раунд переговоров в столицах государств Центральной Азии и получил подтверждение готовности большинства из них вести переговоры по данному вопросу.

Как известно, на безопасность в Центральной Азии влияют внешние факторы, в частности, исходящие из Афганистана. Что делает центр для противодействия внешним угрозам?

Многие угрозы безопасности стран Центральной Азии имеют внешнее происхождение. В этой связи мы отслеживаем развитие событий в соседнем Афганистане,  Сирии и Ираке с точки зрения их влияния на регион.  Что касается Афганистана, я сам и мои сотрудники регулярно посещаем эту страну для встреч с представителями правительства и с другими партнерами, чтобы иметь сведения из первых рук и оценить ситуацию на месте. Центр поддерживает тесные контакты с Миссией ООН по содействию Афганистану (МООНСА) в целях обеспечения комплексного анализа ситуации в регионе. Мы привлекаем представителей Афганистана к участию в наших мероприятиях. Несколько десятков афганских государственных служащих прослушали наши курсы по повышению потенциала в различных сферах превентивной дипломатии. Это наш вклад в укрепление доверия между государствами Центральной Азии и Афганистаном и в изменение восприятия этой страны в глазах народов Центральной Азии. Наша цель – содействовать не только раннему предупреждению о потенциальных трансграничных рисках, но и обращать внимание на открывающиеся возможности сотрудничества. В этой связи я с удовлетворением отмечаю развитие отношений между центральноазиатскими странами и Афганистаном в различных форматах с целью его вовлечения в региональные механизмы сотрудничества. Проекты строительства газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), линии электропередачи Центральная Азия – Южная Азия (CASA-1000), железных и автомобильных дорог будут способствовать не только стабилизации Афганистана, но и развитию самих стран Центральной Азии.

Каковы ваши прогнозы относительно развития региональных отношений и что необходимо для более успешной превентивной дипломатии ООН в Центральной Азии?

– Пожалуй, я начну со второй части вопроса. Как вы сами понимаете, основная цель мандата РЦПДЦА – содействие странам в обеспечении регионального мира и стабильности –представляет особую важность для национальной безопасности и находится всецело в суверенной компетенции государств. Поэтому результативность работы РЦПДЦА определяется наличием политической воли правительств вести диалог и искать решение проблем. Центр прилагает усилия по мобилизации политической воли для реагирования на вызовы и угрозы региональной безопасности. В то же время, как говорил персонаж одного известного фильма: «Восток – дело тонкое». Страны региона следуют своими путями развития, и каждая имеет свою отличную от других специфику и свои национальные интересы. Центру приходится учитывать эти моменты.

Относительно прогнозов, на мой взгляд, можно с полным правом заявить, что за 10 лет созданы условия для успешной реализации превентивной дипломатии в регионе. По многим имеющимся проблемам намечаются контуры решений. В последнее время мы отмечаем позитивные тенденции в региональных отношениях, и это дает нам повод смотреть в будущее с известной долей оптимизма. Со своей стороны, Региональный центр будет продолжать действовать в соответствии с девизом, под которым мы отмечаем нашу десятую годовщину: «Содействовать диалогу – предотвращать конфликты».

Подготовил Джамалбек ЗАУРБЕКОВ

при информационном содействии офиса ООН  в Узбекистане.

 

 

© Copyright 2008 - 2017    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Сайт не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"