Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
3614
5428
5743

-315
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
106604
187770
159783

+27987

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 5 069 053
Главная "МЕНИНГ МУЛКИМ - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" Бортпроводница – ваш ангел в полете

uzairwais_12012 июля 2015 года авиационный мир в 85-й раз отмечает Всемирный день бортпроводника. Эта профессия остается в числе самых привлекательных во многом благодаря внешнему антуражу – красивые девушки в элегантной форме, всегда подтянутые, в окружении мужественных пилотов. В реальности же от обладательниц этой профессии, ответственных за жизнь и здоровье десятков пассажиров, требуется такой набор волевых и психологических качеств, которые присущи далеко не каждому мужчине.

Как же стать стюардес­сой, и с какими сложностями сталкиваются люди этой профессии? Эти и другие вопросы мы задали специа­листам службы бортпровод­ников летного комплекса Национальной авиакомпа­нии «Узбекистан хаво йуллари» – диспетчеру по выпуску бортпроводников Рамзии ИСМАИЛОВОЙ и ее доче­ри, бортпроводнику Юлдуз ВАСИЕВОЙ.

– Рамзия Раимовна, как вы стали бортпроводником?

– Тогда, в 1986 году, стать бортпроводником было не так сложно, тем более что летали мы на Як-40 по местным линиям в пределах республики. Самое главное было пройти медкомиссию, кото­рая дает заключение о пригодности к полетам. Обучение состояло из теоретического и практического курсов. Нас учили, как правильно надевать спасательные жилеты, как вести себя при аварии, как найти психологический кон­такт с пассажирами при возникновении чрезвычайных ситуа­ций, произвести эвакуацию за девяносто секунд. Для практи­ческих занятий использовались специальные макеты и трена­жеры, манекены. Был и обязательный курс первой медицинской помощи. Если кто-то из пассажиров вдруг почувствует себя плохо, бортпровод­ник должен уметь грамотно оказать первую медицинскую помощь. Самые первые стюардессы имели медицинское образование.

Когда я училась, нам очень нравились практические заня­тия и тренировки. Особенно мы любили отрабатывать эвакуа­цию по аварийным трапам – весело, почти как в парке на гор­ках, только руки нужно держать скрещенными на груди. Хотя в целом обучение, конечно, не из легких, но очень интерес­ное. Как говорили наши преподаватели, а сейчас говорю я своей дочери: принимай пассажиров как дорогих гостей и сделай все, чтобы им было уютно, комфортно и, самое глав­ное, безопасно.

– Как долго вам пришлось провести в полетах?

– Бортпроводником я проработала почти 30 лет, а потом перешла в наземную службу авиаком­пани. Я очень любила свою работу. Мне кажется, что если сейчас, даже ночью, меня разбудят и скажут: надо лететь, я, не задумыва­ясь ни на секунду, соглашусь! Хотя иногда все не так роман­тично, как кажется на первый взгляд. Самый большой минус профессии – это, наверное, нагрузки на здоровье: бесконеч­ные взлеты и посадки, частая смена часовых поясов. Пока молодая, о здоровье не думаешь, тем более что за ним тща­тельно следит авиакомпания: бортпроводники проходят пол­ную медицинскую комиссию каждый год. Все остальное время ты просто живешь полетами, небо становится домом.

А теперь вопрос к дочери:

Юлдуз, расскажи, когда и почему ты решила выбрать эту профессию и как осваивала ее азы?

– Я с детства смотрю на маму с восхищением, и вопрос о том, кем стать, для меня даже не стоял. Именно поэтому, окончив школу, я поступила в академический лицей №2 при Узбекском государственном университете мировых языков. Знание иностранных языков сейчас является обязательным условием в нашей работе. Этого требуют и современный парк воздушных судов авиакомпании, и обширная география поле­тов.

– Когда началась твоя карьера?

– Моя карьера бортпроводника началась совсем недавно, в прошлом году. Но уже сейчас я точно знаю преимущества этой специальности. Во-первых, на курсах бортпроводников обучают не только специфическим знаниям, но и универсальным навыкам – ино­странный язык, умение общаться с людьми. Такие знания и полученный опыт дают возможность в будущем, когда насту­пит время расставаться с профессией, устроиться на другую интересную работу. Курсы бортпроводников в учебном центре НАК «Узбекистан хаво йуллари» – это хорошее образование.

Во-вторых, это возможность увидеть разные города и страны. Конечно, бывает, что экипаж даже не покидает зону аэропорта, но иногда удается задержаться в каком-то месте на несколько дней, все зависит от направления. Я горжусь тем, что представляю авиакомпа­нию нашей страны, рада, что могу быть полезной пассажирам во время полета. Всех нужно накормить, кого-то подбодрить приветливой улыбкой, кого-то, наоборот, вежливо пристру­нить или уговорить воздержаться от курения, а случается, что и роды принять.

А еще мне нравится момент приземления, когда пассажи­ры аплодируют профессионализму пилотов, совершивших мягкую посадку, пилоты этих аплодисментов не слышат из-за шума двигателей, а вот бортпроводникам очень приятно. Каждый рейс это новые люди, новые встречи, которые порой могут изменить судьбу.

– Кем ты видишь себя в перспективе?

– Я вижу себя бортроводником номер один. Первый номер, это значит бригадир, отвечает за все, проверяет готов­ность всех к вылету и документы на полет, которые нужно передать пилоту, координирует работу всех остальных членов бригады бортпроводников. У каждого свой номер и свои обя­занности, и все, конечно, четко знают кто за что отвечает в экстренной ситуации и просто во время работы, но у старше­го бортпроводника обязанностей гораздо больше. И потом, конечно, хочу стать инструктором, как мама, возможностей для этого у нас сейчас намного больше. Раньше, чтобы переучиться на другой тип самолета, нужно было, как моя мама, отлетать лет десять, а сейчас я за год освоила уже два типа – Ил- 114-100 и А320. Тем более что сегодня авиапарк нашей ком­пании состоит только из самых современных комфортабель­ных самолетов. Работать на них намного удобнее и легче, но, с другой стороны, это требует гораздо больших знаний, и технических, и языковых.

– Что, на твой взгляд, самое сложное в работе?

– Я, конечно, много знала об этой работе от мамы, но все равно, как и многие новички, думала, что тут всей работы – дефилировать по салону в красивой форме. А на самом деле оказалось нелегко, много физической работы: помочь поднять сумки, перенести контейнеры на кухне, следить, что бы аварийные выходы были свободны и многое другое. Ведь современный бортпроводник – это уникальный специалист, владеющий сразу несколькими специальностями. Это и работник сервиса, и психолог, и лингвист, а при необходимости медик и спасатель.

– Каковы будут пожелания мамы и дочки в канун профессионального праздника?

– Здоровья, благополучия, профессиональных успехов, безоблачного неба, мягких посадок и довольных пассажиров!

Юлия УВАРОВА.

 

© Copyright 2008 - 2017    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Сайт не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"