Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
6962
8025
7470

+555
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
153231
284189
62581

+221608

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 10 245 507
Главная "БИРЖА" Новые цели и достижения

abduraxmanov_160_55412В апреле 2019 года Президент Узбекистана утвердил Концепцию развития системы народного образования до 2030 года. Помимо улучшения и расширения образовательной инфраструктуры и совершенствования методик обучения, в концепции ставится цель к 2030 году войти в число 30 ведущих стран мира по рейтингу PISA – международному исследованию оценки образовательных достижений обучающихся.

Концепция определяет основные направления развития системы народного образования на долгосрочную перспективу, помимо вышеуказанной цели, также качественное обновление содержания системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кад­ров, совершенствование методики обу­чения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу народного образования. В документе большое внимание уделено укреплению материально-технической базы учреждений системы народного образования, повышению эффективности обеспечения бюджетными средствами, внедрению современных методов и направлений внешкольного образования в воспитание молодежи и обеспечение ее занятости, расширению конкурентной среды в системе народного образования за счет развития государственно-частного партнерства. Отдельно хотелось бы отметить немаловажную особенность документа. Речь идет о внедрении в практику пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания молодежи, а также поэтапное повышение заработной платы, материального стимулирования и социальной защиты работников средних общеобразовательных учреждений с целью повышения привлекательности деятельности в системе народного образования.

Реализация этих направлений, безусловно, создаст все условия для вхождения нашей страны в число 30 ведущих стран мира по рейтингу PISA – международному исследованию оценки образовательных достижений обучающихся. PISA – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Тест, автором которого является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров, разработан в 1997 году. Руководит работой консорциума Австралийский совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского национального института педагогических измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии, WESTAT (США) и других авторитетных в мире образования организаций. В исследовании принимают участие страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития, а также те страны, которые взаимодейст­вуют с ОЭСР. Количество таких стран существенно увеличивается. Глобальное международное мероприятие проводится ОЭСР с 2000 года, результаты публикуются раз в три года. В первом мониторинге качест­ва образования в разных странах мира 2000 года принимали участие 32 государства, через три года, в 2003 году, количество стран-участниц достигло 43. В 2006 году – 57, в 2009 и в 2012 году – 65 стран, а в 2015 уже 72. Думаю, что это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентного подхода в высшем образовании. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно уметь их использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения. Исследование PISA позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в облас­ти образования. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. О том, насколько показателен и эффективен мониторинг, свидетельствуют список стран, вышедших в лидеры. Сог­ласно итогам исследования PISA 2000-2018 годов, лучшее среднее образование в странах Восточной Азии – Китае, Южной Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров – Финляндия, Германия, Швейцария, Англия и Нидерланды. И, заметьте, именно в этих странах на сегодняшний день самые высокие экономические показатели. Для многих стран результаты мониторинга являются важным событием, определяющим перспективу качества образования. Вспомним историю о том, как были восприняты результаты PISA в Германии в 2000 году. Исследования показали, что школьное образование в стране не соответствует уровню, и это было воспринято как национальный позор. Были приняты экстренные меры, благодаря которым средний балл немецких подростков вырос с 484 в 2000 году до 503 в 2003 году и 516 в 2006 году. Вот что значит мотивация! В исследованиях рейтинга в 2018 году было выявлено, что в некоторых странах учащиеся хорошо знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО, хорошо производят вычисления и не очень разбираются в статистике и другое. Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. Многие взрослые, несмотря на высшее образование, научные степени и звания, не обладают самым важным навыком – умением работать с информацией.

Как обстоят дела в этом направлении в нашей стране? По состоянию на 1 апреля 2019 года в Республике Узбекистан функционирует 9 691 общеобразовательная школа (в том числе 350 специализированных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов). Общее количество учащихся в общеобразовательных школах составляет 5,8 миллиона человек. Также в 86 негосударственных образовательных учреждениях обучается около 13,8 тысячи учащихся. Для Узбекистана рейтинг PISA – это показатель того, насколько хорошо национальная система образования готовит молодых людей к завтрашнему дню. Какие задачи стоят сегодня перед нашей страной, от решения которых зависит интеллектуальный потенциал нации, его образованность и компетентность? Об этом четко и целенаправленно указано в концепции. Сегодня основными целями образования являются: создание возможностей для получения качественных знаний в соответствии с передовым международным опытом и современными требованиями общества, инновационное развитие экономики в общеобразовательной сис­теме, развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности учащегося на рынке труда и страны в целом. Необходимо внедрять новые методы определения навыков для введения обновленных стандартов образования и квалификационных требований к педагогическим работникам, а также, разу­меется, совершенствовать механизм профессиональной поддержки и сотрудничества молодых учителей с учетом их карьерного роста и другие направления, обозначенные в документе.

Независимый Узбекистан – равноправный участник международных форумов, организатор глобальных саммитов, в которых принимают участие ведущие эксперты мирового масштаба. В выступлении Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в городе Душанбе в июне текущего года на пятом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии были определены важные инициативы, направленные на консолидацию усилий стран-участниц по упрочению мира, стимулированию социально-экономического развития. Глава нашего государства отметил, что страны Азиатского континента, обладающие колоссальным экономичес­ким и интеллектуальным потенциалом, сталкиваются с серьезными вызовами. Это прежде всего проблемы экологии, демог­рафии, миграции, низкого уровня жизни и образования. Они являются основными источниками социальных конфликтов, питательной почвой для распространения идеологии экстремизма и терроризма. И в этом контексте слова главы Узбекистана о том, что мир переживает кризис доверия, которое является важнейшим условием обеспечения безопасности и устойчивого развития, в первую очередь требует создания благоприятных условий для развития человеческого капитала. Именно человеческий капитал должен отвечать требованиям XXI века, и именно качество образования должно стать основополагающей целью. Какие же результаты мы ожидаем от реализации концепции? Прежде всего, необходимо обеспечение внедрения новых государственных образовательных стандартов и программ, отвечающих требованиям современной инновационной экономики с учетом STEAM-дисциплин. Необходима организация подготовки кадров в высших учебных заведениях по направлению «Управление в сфере народного образования», а также необходимо обеспечение полного подключения к сети Интернет всех образовательных учреждений, введение в общеобразовательных школах идентификационной карты учащегося (ID-карта, NFS-метка и другие).

Сегодня мы являемся свидетелями того, как поэтапная реализация концепции проходит во всех регионах республики. Построены и уже проходит прием документов в президентские школы в Нукусе (Каракалпакстан), в Хиве (Хорезмская область), в Ташкенте, практически во всех регионах страны, в соответствии с Пос­тановлением Президента Узбекистана «О мерах по образованию президентских школ» от 20 февраля 2019 года. Обрабатываются и изучаются материалы, проводится большая аналитическая работа.

Недавно в Ташкенте прошел политический диалог на тему «Развитие человеческого капитала: образование для будущего». В диалоге принимали участие представители министерств народного, дошкольного, высшего и средне-специального образования, Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Респуб­лики Узбекистан, Министерства занятости и трудовых отношений, а также других государственных органов, научных кругов, агентств ООН и международных организаций – всех, кто принимает решения, педагогов, бизнесменов и самих молодых людей. В ходе встречи были обсуждены существующие проблемы и возможности для улучшения качества образования в Узбекистане. Начало положено, и впереди у нас большая работа и большие цели.

Каландар АБДУРАХМАНОВ,

академик.

 

© Copyright 2008 - 2019    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"