Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
2583
5321
5115

+206
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
167212
267173
65616

+201557

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 8 861 339
Главная "БИРЖА" Жемчужины родного края

 


xiva_160_1Средняя Азия – область древних цивилизаций и богатейшего наследия, на территории которой  испокон веков сооружались архитектурные ансамбли. Они внесли весомый вклад в сокровищницу мировой архитектуры. Становление архитектуры на территории Средней Азии восходит к эпохе неолита.

Древнеиранские и греческие источники I тысячелетия до н.э. донесли названия крупных историко-культурных областей Средней Азии. Наиболее значительные из них – Бактрия (земли бассейна Амударьи в её верхнем и среднем течении), Согда или Согдиана (бассейны Кашкадарьи и Зеравшана), Хорезмия (Хорезм – дельта Амударьи и Приаралье), Маргиа­на (долины Мургаба), Парфиена и Апаварктикена (области вдоль Копетдага); к ним следует добавить Паркану (Ферганский регион), Чач или Шаш (Чирчик – Ангренский оазис). Все они были зонами развитой древней цивилизации.

Огромный позднеантичный дворец шахов Хорезма на городище Топрак-кала – комплексное сооружение, включавшее свыше полсотни помещений. Основная часть дворца имела квадратный план и включала множество апартаментов. Здесь было несколько главных залов для официальных приёмов и пиршеств, в оформление которых входили скульптура и живопись, множество других покоев, особо выделенный гарем, разнообразные служебные помещения, например арсенал, архив и другие.

В Узбекистане было воздвигнуто множество великолепных архитектурных ансамблей, в частности в таких знаменитых городах, как Самарканд, Бухара и Хива.

Так, период правления Темура (в XIV-XV вв.) характерен усиленным рос­том Самарканда, а также увеличением масштабов сооружений и созданием ансамблей. Регистан – название главных площадей в городах Среднего Востока. Наиболее известна площадь Регистан в центре Самарканда благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII вв., состоящему из медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними постройками Самарканда включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан, оно было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Темуридов и учёным-­астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока. Медресе было построено в западной части площади Регис­тан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII в. появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV в. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени – Кази-заде Руми, Джемшид Гиясиддин Ал-Каши, Али Кушчи, а также сам Улугбек.

Строительство Тилля-Кари было начато в 1619 г. по распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар и мастером декора Мухаммедом Аббасом.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда – барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ!». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнено из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии – все это ставит мед­ресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Строительство Медресе Тилля-Кари приходиться на 1646-1660 гг. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями (худжрами). С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее  «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота. На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Три однотипных по назначению здания, хотя и разновидные, однако с общностью композиционной идеи и одинаковым принципом наружного декора, сообщают площади исключительную цельность.

Другим знаменитым историческим городом Узбекистана является Бухара. Одним из знаменитых ансамблей этого города является Ляби хауз. Этот архитектурный ансамбль был создан в XVI-XVII вв. и образован зданиями медресе Кукельдаш, медресе Нодир Диванбеги и ханаки Диванбеги, сгруппированными вокруг водоема (хауз). В Средние века Ляби хауз был оживленной торговой площадью, этому способствовала близость к главной торговой улице с ее торговыми куполами и крайняя скученность построек в Бухаре.

В северной части площади находится медресе Кукельдаш. Это самое старое сооружение на площади, оно было построено в 1568-1569 годах. Медресе представляет собой прямоугольное сооружение размером 86 на 69 метров и включает в себя мечеть, дарсхану (место для обучения) и 160 келий-худжр. Планировка медресе неудачная: из-за отсутствия внутренних порталов худжр во двор сооружение оставляет впечатление тесноты и нагромождения. Медресе выгодно отличается искусно выполненной отделкой куполов.

Ханака Нодир Диванбеги была построена одновременно с хаузом в 1619-1620 гг. Надиром диванбеги, дядей и визирем Имамкулихана. Ханака небольшая по размерам, крестообразная, с центральным купольным залом, вокруг которого в два этажа расположены худжры. По краям главного фасада расположены башенки, сам фасад украшен мозаикой, по бокам его нанесена вязь. Боковые фасады оформлены арочными входами и системами меньших арок.

Медресе Диванбеги находится в восточной части Ляби-хауз, на одной оси с ханакой и хаузом. Медресе было построено в 1622-1623 гг. в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе. Отличается планировкой, совершенно несхожей с типичной планировкой медресе – отсутствуют мечеть и лекционный зал. Фасад здания украшен мозаичным панно.

Столица хивинского ханства Хива – пример феодального города с шахристаном (Ичан кала) и рабадом (Дишан кала). Одним из интереснейших ансамблей этого города является Куня Арк (дословно – старая крепость). Этот ансамбль был возведен в 1619-1936 гг. на территории Ичан-калы и представляет собой цитадель, которая служила одной из ханских резиденций. В конце XVIII века Куня Арк стала «городом в городе» и была отделена от Ичан кала высокой стеной. Когда-то крепость состояла из ханской канцелярии, зала для приёмов, гарема, зимней и летней мечети, монетного двора и подсобных помещений (конюшни, склады, мастерские и т.п.).

Площадь близ входа в Куня Арк использовалась для военных парадов и тренировочных сражений. Здесь было также специальное место для исполнения приговоров и зиндан (тюрьма), прилегающая к восточным стенам Куня Арк. Вход во дворец охранялся. Только несколько строений осталось из когда-то густо застроенной территории Куня Арк: восточные ворота с комнатой для охраны; келья Ак-Шейха-Бобо; куринишхона – комната для приёма и регистрации людей; летняя и зимняя мечети и гарем.

Первое здание – куринишхона было построено в 1686-1688 годах Арангханом и разрушено в середине XVIII века. Современное здание возведено в 1804-1806 годах Эльтузарханом. Айван куринишхоны был покрыт майоликой во время правления Аллакулихана. Куринишхона состоит из нескольких помещений: открытый двор, айван, зал с троном и боковые комнаты в западной части двора (казна хана, комната для хранения рукописей, комнаты для отдыха). В середине двора есть круглое возвышение, где стояла юрта, в которой хан принимал пос­лов кочующих соседей. Трон хана стоял у южной стены тронного зала, он был сделан из дерева и покрыт пластинами серебра с тонким резным орнаментом, выполненным в 1816 году хивинским мастером Мухаммадом.

Территория гарема в Куня Арк была застроена во время правления Мухаммада Рахимхана II. Гарем расположен в северной части Куня Арк. Двор удлиняется с запада на восток и застроен жилыми помещениями – одноколонными айванами и одно – и двухэтажными комнатами позади них. Монетный двор был сооружён во время правления Мухаммада Рахимхана I. Он построен одновременно с летней и зимней мечетью.

Время сохранило для нас уникальный мир средневековой архитектуры священной Бухары, увенчанного голубыми куполами Самарканда и устремлённой минаретами к солнцу Хивы. Каждый из этапов развития среднеазиатской архитектуры – от древнего периода грозных крепостных сооружений из глины и сырца до блистающих глазурными облицовками построек времени расцвета фео­дализма – представлен сооружениями, свидетельствующими о богатстве творческих сил народа. Монументальные сооружения часто составляли ансамбли, следуя сложившемуся принципу композиции и приобретая большое градостроительное значение. Архитектурные ансамбли Средней Азии представляют большой интерес для мировых специалистов. В них прослеживается история развития городов, а также проявляется взаимодействие различных эпох, культур и народов. Опыт строительства ансамб­лей древнего зодчества на территории Узбекистана вносит большой вклад в развитие архитектуры и решения современных задач организации жизненной среды.

Малика МАХМУДОВА,

доцент НИХД

им. Камолиддина Бехзода.

 

 

© Copyright 2008 - 2019    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"