Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
6256
8575
7798

+777
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
137113
151672
84323

+67349

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 393 716
Главная "БИРЖА" Экология – важнейший ресурс развития общества

ekologiya_160_1Сто лет развития, ориентированного на экономический рост без должного внимания к ограниченным способностям природы к восстановлению, привели к целому ряду серьезных глобальных последствий. Изменения климата, атмосферные загрязнения и сокращение биоразнообразия – это лишь некоторые из них. В таких условиях одной из ключевых задач мирового масштаба становится переход к модели устойчивого развития.

Для многих жителей планеты становится очевидным, что среда, в которой обитает современный человек, не столь благоприятна, как этого хотелось бы. Воздух загрязнен, вода и пища не всегда отвечают требованиям безопасности здоровья, меняется климат, истощаются природные ресурсы, исчезают окружающие нас растения и животные. Среда обитания изменилась и продолжает меняться не в лучшую сторону.

Изменение климата и пути повышения устойчивости к природным явлениям, являющимся его следствием, – актуальная и наиболее обсуждаемая общественностью всего мира тема. Негативные климатические изменения, бесспорно, представляют серьёзную угрозу для развивающихся стран Центральной Азии, и в особенности для регионов, расположенных на засушливых территориях Узбекистана. Изменение и изменчивость климата ведут к росту интенсивности и повторяемости опасных природных явлений. С 1970 по 2017 год в мире зарегистрировано около 10 тыс. бедствий, более 2 млн. случаев гибели людей и огромных экономических потерь, исчисляемых в триллионах долл. США, в результате бедствий, связанных с погодой, климатом, водой, в совокупности именуемых гидрометеорологическими бедствиями.

По оценкам специалистов, многолетний тренд роста температуры для территории Узбекистана значительно превышает глобальный. За последнее десятилетие список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, возрос с 163 видов до 301 вида, что составляет 8% всей флоры республики. Многие виды растений попали в Красную книгу из-за интенсивных и бесконтрольных заготовок сырья. Площадь лесов в рес­публике сократилась в 4-5 раз. Особенно жестокому антропогенному прессу подверглись тугаи (пойменные леса), которые уничтожались с целью увеличения сельскохозяйственных земель в результате чего их площадь в пойме Амударьи сократились со 150 тыс. га (в 1923 году) до более чем 23 тыс. га в наше время. По уровню уязвимости к негативным последствиям изменения климата территория Республики Каракалпакстан занимает лидирующее положение.

Признавая значимость проблемы изменения климата, мировое сообщество включило цель стабилизации и снижения уровня глобального потепления в перечень целей устойчивого развития (цель 13). Официальная компания, направленная на то чтобы объединить идею устойчивого развития с системой образования и подготовки кадров, была инициирована
ЮНЕСКО. Педагоги во многих частях мира начали задумываться о способах отражения Целей тысячелетия в учебном процессе, о том, как привлечь внимание людей к проб­лемам окружающей среды и развития, сделать их способными увидеть взаимосвязь между этими вопросами и наделить их необходимыми знаниями и навыками, чтобы решить проблемы, перед которыми оказалось человечество.

Образование и просвещение всегда являлись действенным инструментом изменения стереотипов мышления и поведения, модернизации общества, экономики и государства в целом. Значение и роль нау­ки и образования сегодня вышли за рамки возможности приобретения новых знаний и применения их на практике. Сегодня образованию отводится главная роль в создании перемен, необходимых для достижения устойчивого развития.

Одной из задач при переходе к устойчивому развитию является формирование в обществе новой культуры взаимоотношений между людьми и окружающей средой – культуры экологического образа жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит университетам как одному из главных институтов социализации молодежи.

Эффективной технологией формирования экологической культуры в молодежной среде является привлечение студентов и сотрудников университета к самостоятельной реализации проектов в области экологии и устойчивого развития в рамках внеучебной работы. Реализация таких проектов не только содействует общей экологизации образования, но и формирует соответствующие навыки и привычки у широкого круга лиц.

Очевидно, чтобы эффективно обучать и воспитывать в интересах устойчивого развития, образование должно охватывать физико-биологическую и социально-экономическую составляющую жизни, выявлять и изучать их неразрывную связь и взаи­мозависимость. Важно интегрировать во все изучаемые дисциплины идеи устойчивости, развивать представление учащихся об экономических, экологических и социальных факторах, ведущих к стабильному, гармоничному развитию или, напротив, к кризису. Но решение этой задачи невозможно без формирования в обществе новой культуры взаимоотношений людей с окружающей средой. Речь также идет как о ежедневных привычках, так и об общей экологической грамотности будущих специалистов. При этом важно обеспечить студентов не только адекватными представлениями об экологичес­ких рисках и современными знаниями о «зеленых» технологиях, но и глубокой верой в возможности альтернативного пути развития. Прилагая систематические усилия к повышению экологической грамотности студентов разных специальностей, университеты могут стать ключевым институтом развития в обществе экологической культуры.

Уверена, что поддержка и развитие экологических инициатив студентов является одним из перспективных направлений формирования в вузе экологической среды. Привлечение студентов к проведению эколого-просветительских мероприятий решает сразу несколько задач: способствует развитию лидерского потенциала молодежи за счет практического усвоения навыков проектного менеджмента, формирует в вузе экологическое сообщество, что способствует учету экологических рисков при принятии разнообразных решений. Также способствует формированию и развитию культуры экологического образа жизни и ответственного отношения к окружающей среде среди студентов и сотрудников, повышает узнаваемость и формирует имидж социально ответственного вуза, а это, в свою очередь, способствует привлечению абитуриентов и развитию сотрудничества с бизнесом и властью.

По мнению международных экспертов, современный университет должен стать площадкой для реализации экологических проектов для всех, кто хочет внести личный вклад в защиту окружающей среды. Благодаря реализации проектов в области экологии и устойчивого развития университеты могут не только эффектно решать собственные операционные задачи, но и оказывать положительное влияние на уровень экологической культуры в обществе.

Наглядным свидетельством эффективного формирования экологической культуры стала проводимая на протяжении 15 лет Ташкентским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова «Школа актива» – молодежное спортивно-интеллектуальное мероприятие, которое на сегодняшний день является первым и единственным такого рода проектом, проводимым в Узбекистане. «Школа актива» – это ежегодная выездная программа для студентов, своеобразный лагерный сезон, где студенты учатся работать в команде и действовать в нестандартной обстановке. Каждый год студенты и преподаватели вуза принимают участие в спортивно-интеллектуальном форуме, который традиционно проходит в живописной горной местности. Мероприятие имеет соревновательный характер, все ребята, как правило, готовы сражаться как в спортивных, так и в интеллектуальных баталиях. Нами была поставлена цель – научить студента работать, действовать и находить верное решение в самых различных ситуациях. Эти навыки были важны для работы команд и для каждого студента в отдельности, и именно это помогало им в процессе формирования лидера, способного действовать в сложной ситуации. Одним из основных участников данного мероприятия становится природа. Ребята, оторванные от удобств и комфорта городской жизни, взаимодействуют с природой, невольно осознавая, что этот лес, горы, деревья вокруг и есть наш общий дом, который мы должны оберегать. И здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что массированные интеллектуальные атаки, мозговые штурмы и активные спортивные состязания – все вместе давали грандиозный эффект, насыщали студентов знаниями, которые они надолго запоминали и нередко применяли на практике. Думаю, что внедрение такой практики в студенческой среде будет и в дальнейшем достаточно популярным, многофункциональным и образовательным. Будущий специалист, а в данном случае мы ориентируем наших студентов на лидерство в производстве, бизнесе и т.д., должен уметь работать и принимать решение не только в удобном кабинете с компьютером и телефоном, но в любой, нередко экстремальной ситуации, когда он остается наедине с природой.

Но наиболее действенным примером, который на протяжении многих десятилетий является национальной традицией нашего края, безусловно, является хашар – коллективное мероприятие, уборка близлежащих территорий, в котором участвуют, как жители махалли, так и многочисленные организации, для которых здоровье окружающей среды также важно и необходимо. Хашар также является одним из любимых мероприятий для студенческой молодежи. Это действенная и добровольная помощь природе и окружающей среде, когда всем миром очищают арыки, собирают мусор, подготавливают деревья к весеннему пробуждению, обрабатывают землю, сажают цветы. Думаю, это желание помочь природе стать чище и здоровее, внести свой личный вклад, прийти на хошар всей семьей является уникальным феноменом нашего края и, безусловно, вносит свой значимый вклад в экологизацию мира. При этом еще важнее тот факт, что это мероприятие несет в себе огромный воспитательный потенциал, что само по себе бесценно.

На мой взгляд, такого рода методы должны привлекать внимание широкого круга лиц к экологическим проблемам, развивать практические навыки для ведения экологического образа жизни на бытовом уровне, вовлекать общество в работу над сохранением и восстановлением окружающей среды и, если мы говорим о лидерских позициях наших воспитанников, привлекать внимание малого и большого бизнеса к локальной экологической продукции.

Надо отметить, что тема экологии и устойчивого развития сейчас очень популярна. Популярность темы экологии и устойчивого развития растет, поэтому соответствующие мероприятия привлекают интерес. Это позволяет вузам не только развивать экологическую культуру среди студентов и сотрудников, но и решать ряд дополнительных задач – развивать сотрудничество с бизнесом и государственными органами, формировать имидж социально-ответственного вуза и др.

Нодира ЗОКИРОВА,

профессор Ташкентского филиала

РЭУ им. Г.В. Плеханова,

доктор экономических наук.

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"