Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
0
0
0

+0
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
84323
231749
183929

+47820

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 104 932
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Преимуществa формирования финансово-промышленных групп в сельскохозяйственном машиностроении

Организация финансовых промышленных групп является одним из наиболее эффективных способов развития экономики государства. Финансово-промышленная группа как структура, объединяющая финансовый и промышленный капитал в единое целое, создана для обеспечения эффективного и ускоренного развития науки и промышленного производства. Это достигается за счет диверсификации, направленной на разработку новых видов промышленных продуктов и услуг, которые гарантируют максимальную и устойчивую прибыль.

ФПГ выступает в качестве средства комплексного и экономически эффективного использования мощностей предприятий, которые не получили достаточных заказов на государственные нужды и целенаправленной финансовой поддержки.

В Узбекистане проблема создания конкурентоспособных экономических структур в экономике становится все более актуальной. Финансовые и промышленные группы призваны стать ключевым звеном на институциональной основе реформированной экономики, повысить ее конкурентоспособность как на мировом, так и на внутреннем рынках и стать агентами структурной реорганизации экономики. Процесс создания ФПГ требует значительной помощи со стороны государства. Это ставит перед государственными органами следующие задачи: устранить все искусственные препятствия для объединения капитала, разработать меры по оперативной поддержке этого процесса, обеспечить его равномерное распределение в различных сферах деятельности.

Для достижения конкурентоспособности экономики в сфере создания благоприятных условий для организации и функционирования ФПГ были поставлены задачи, отмеченные в указах Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №UP-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», №UP-5022 от 20 апреля 2017 года «О мерах по дальнейшему расширению механизмов поддержки экономически несостоятельных предприятий, а также стимулированию организации новых производственных мощностей на базе объектов недвижимости коммерческих банков», №UP-4707 «О Программе мер по обеспечению модернизации структурной трансформации и диверсификации производства на 2015-2019 годы», Указе Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2010 г. №PP-1317 «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости и укреплению инвестиционной активности банковской системы», Указе Президента Республики Узбекистан от 17.11.2016 г. №ПП-2658 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узагротехсаноатхолдинг» и других нормативных документах, направленные на усиление участия коммерческих банков в развитии промышленного производства, обеспечение интеграции банков и промышленных предприятий.

Стратегия развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. в качестве важных областей развития экономики отметила: «Дальнейшая модернизация и диверсификация промышленности путем перевода ее на качественно новый уровень, направленный на опережение развития высокотехнологичных обрабатывающих производств, в первую очередь для производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки местного сырья».

В стране ведется масштабная работа по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятий сельскохозяйственной техники, направленной на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, организацию производства современных и конкурентоспособных машин и оборудования для сельскохозяйственного сектора на внутреннем и внешнем рынках.

Главе нашего государства была предоставлена информация о запланированных мероприятиях, направленных на производство ресурсосберегающей, высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и современных средств механизации. В акционерном обществе «Чирчик кишлок хужалиги техникаси заводи» планируется реализовать 3 проекта на сумму 32,7 миллиона долларов, рассчитанных на 2018-2019 годы. Проект направлен на оснащение машинно-тракторных парков, фермерских и дехканских хозяйств новыми сельскохозяйственными машинами – современными зерноуборочными комбайнами для зерновых, сенокосилками.

В условиях нынешней растущей конкуренции на мировом рынке каждый вид производимой отечественной продукции должен не только обеспечивать внутренний рынок, но и быть ориентированным на экспорт и конкурентоспособным на внешнем рынке.

Глава государства распорядился разработать программу производства и доставки сельскохозяйственной техники на 2018-2021 годы. В этой программе планируется обеспечить в полном объеме запланированные поставки техники для выполнения весенних агротехнических мероприятий и  провести модернизацию и  обновление машинно-тракторных парков. Основными направлениями для  торговли станут Туркменистан, Таджикистан, Казахстан, Пакистан, Азербайджан и другие страны.

Глава государства отметил, что в последнее время в реализации комплексных мер по дальнейшему совершенствованию сельскохозяйственного производства особое внимание уделяется развитию отечественной сельскохозяйственной техники. С этой целью была реорганизована система производства и реализации сельскохозяйственных машин. В результате только в 2017 году объем производства и предоставления лизинговых услуг для сельскохозяйственной техники увеличился в 1,7 раза, услуги по механизации – в 2,5 раза. Утверждены параметры дополнительных объемов поставок сельскохозяйственной техники в 2018 году в контексте территорий, в том числе поставки на лизинговой основе, образованные Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан и АО «Узагротехсанолахолдинг». Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов ГУП в рамках Национального агентства по управлению проектами при Президенте Республики Узбекистан проведет комплексную экспертизу импортных контрактов на закупку товаров для производства сельскохозяйственной техники. Соответствующие поручения предоставляются правительству страны, АО «Узагротехсаноатхолдинг», министерствам экономики и финансов, Государственному комитету по инвестициям, другим министерствам и ведомствам республики.

Не существует рыночных механизмов для формирования заказов, заключения контрактов на поставку сельскохозяйственной техники. Отсутствует самоходная сельскохозяйственная техника для проведения массовых сельскохозяйственных работ в наиболее оптимальных агротехнических условиях. На низком уровне локализация производства. Механизм финансирования производства сельскохозяйственной техники неадекватен, лизинговый механизм недостаточно используется, и привлекаются средства частных сервисных организаций и фермерских хозяйств.

Особенности формирования отечественных финансово-промышленных групп сфокусированы на факторах и объемах производства на крупных предприятиях. Крупнейший экономист-теоретик А. Смит отметил, что «условием роста производительности труда на основе развития многих взаимосвязанных отраслей производства является первоначальное накопление капитала».

Практика  экономически развитых стран показывает, что концентрация производства отдельного предприятия является наиболее распространенным способом создания крупномасштабного производства в экономической среде. Это служит основой для создания в будущем более сложных и совершенных организационных структур, которые отвечают всем требованиям постоянно меняющихся рыночных параметров.

В международной практике рассматривается более узкий подход, который объясняет природу, характер, методы и механизмы корпоративного управления как серьезный и крупный внутренний бизнес самих акционерных обществ, конечно, в пределах, установленных законом. По нашему мнению, российская практика требует особого подхода к решению этих вопросов. Корпорация представляет собой организацию лиц, обладающих в качестве самостоятельного хозяйственного субъекта определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации индивидуально. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы организации бизнеса: независимость корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность отдельных инвесторов, возможность передачи акций, принадлежащих отдельным инвесторам, другим  и централизованное управление.

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что основной функцией корпоративного управления является обеспечение работы корпорации строго в интересах акционеров. Поэтому проблема заключается в том, чтобы научиться эффективно применять то, что уже давно применяется в практике корпоративного управления во всех корпорациях развитых стран.

Проблемы функционирования и управления государственными монополиями наиболее важны в структуре национальной экономики, которая, с одной стороны, имеет тенденцию к централизации, а с другой стороны, принципы невмешательства в ее нестратегические сектора объявляются на государственном уровне. Необходимость регулирования стратегических отраслей, сырьевого сектора и смежных отраслей выявила ряд проблем, связанных с определением форм, средств и методов государственного влияния на экономические отношения. Эти проблемы заставляют нас искать оптимальную модель управления государственной собственностью и укреплять конкурентный потенциал компаний. Это логика создания новой организационно-правовой формы юридического лица – государственной корпорации.

Как правило, государственные монополии создавались в периоды стагнации или кризиса в определенных секторах, а главной целью их существования была именно централизация государственного управления. В то же время в дальнейшем деятельность таких компаний в подавляющем большинстве привела к проблемам управления и проблемам эффективности работы в целом.

Главная задача реструктуризации государственных монополий заключается в создании конкурентного рынка и привлечении потенциальных инвесторов для развития определенного сектора экономики. Тем не менее рассматривая этот вопрос, мы можем привести большое количество аргументов, свидетельствующих о необходимости изменений в сфере естественных монополий, а также многих аргументов против создания конкурентных отношений в этом секторе экономики.

Меры по реструктуризации государственных вертикально интегрированных компаний, многие из которых являются монополиями в своей отрасли, призваны создать свободную конкуренцию на рынке и тем самым привлечь дополнительные инвестиции в реформированную отрасль.

С другой стороны, реструктуризация госкорпораций привела к вхождению частных компаний на рынок услуг для населения, и поэтому нельзя игнорировать возможность неконтролируемого повышения цен и тарифов на товары и услуги, производимые этими предприятиями.

Формирование финансово-промышленных групп оказывает многогранное положительное влияние на развитие отечественной экономики, на укрепление нашего государства.

Целью деятельности любого субъекта хозяйствования является накопление, как в масштабах самого предприятия, так и в масштабах национальной экономики. Обладая определенными финансовыми ресурсами, компания стремится увеличить их объем, применяя принципы самофинансирования и самообеспечения.

Однако, несмотря на растущую конкуренцию и рост масштабов производства, предприятия не всегда могут достичь своих целей капитализации самостоятельно, без помощи дополнительных источников финансирования, что приводит к необходимости разработки новых способов увеличения капитала.

Формирование финансово-промышленных групп оказывает многогранное положительное влияние на развитие отечественной экономики, и в заключение мы можем отметить следующие преимущества:

-       стабилизация производства. ФПГ создают благоприятные условия для объединения технологических и кооперативных предприятий;

-       улучшение инвестиционного климата. ФПГ усиливают интеграцию банковского и промышленного капитала;

-       финансовая стабилизация предприятий. Концентрация в банке ФПГ взаимных расчетов взаимодействующих предприятий – члены группы стабилизируют платежи между ними, уменьшают нагрузку на межбанковскую инфраструктуру;

-       структурная трансформация ФПГ способствует разработке механизма межотраслевого и внутрисекторного перераспределения ресурсов в приоритетных областях развития нашей экономики;

-       ускорение научно-технического прогресса. ФПГ способствует более четкой стратегической ориентации развития участников финансово-промышленных групп.

Вступление в финансово-промышленные группы кредитных и финансовых учреждений способствует внедрению производства в рыночные условия и его изменения. Создавая конкурентоспособную продукцию, ФПГ помогают устранить монополию, связанную с концентрацией выпуска конкретного продукта на одном предприятии. В ФПГ находят надежных партнеров малого и среднего бизнеса. Формирование мощных отечественных ФПГ снижает зависимость страны от импорта, облегчает либерализацию внешнеэкономических связей.

 

Дилфуза АБДУЛЛАЕВА,

докторант 1-го курса (PhD) 

Ташкентского государственного технического университета

имени Ислама Каримова.

Аннотация:

В статье рассматриваются основные направления и преимущества формирования финансово-промышленных групп.

Ключевые слова: экономическая интеграция, финансово-промышленные группы, классификация финансово-промышленных групп.

Мақолада молия-саноат гуруҳларини шакллантиришнинг асосий йўналишлари ва афзалликлари кўриб чиқилган.

 

The article examines the main directions and advantages formation of financial industry groups.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», Сборник законодательных актов Республики Узбекистан. 2017 г., №6 (766), ст.70.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства. М., 1997. - С. 45.

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"