Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
3891
8065
7525

+540
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
102062
151672
84323

+67349

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 358 666
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" О некоторых вопросах регулирования страхового рынка

Воздействие на деятельность субъектов страхового института в рамках различных форм регулирования осуществляется посредством соответствующих инструментов и механизмов. Структура регулирования определяется постановкой конкретной цели и задач, а также выбором инструментов регулирования. Анализ их специфики и механизма действия позволит обеспечить наиболее эффективное регулирование. Результатом такого научного поиска должно стать целостно-комплексное и одновременно конкретное представление функционального механизма регулирования, обеспечивающего достижение динамической устойчивости страховой системы в целом и её отдельными структурно составляющими подсистемами.

Достаточно ощутимое влияние на финансовое состояние субъектов страхования оказывает регулирование ставок процентов по государственным ценным бумагам. На пороге XXI века размещение в государственные ценные бумаги было едва ли единственно доходным и одновременно низкорисковым вложением страховых резервов. Несмотря на негативный опыт операций с государственными ценными бумагами, они остаются одними из выгодных объектов вложений для страховых организаций практически во всех странах. Посредством операций на рынке государство воздействует на структуру и доходность инвестиционного портфеля страховых компаний. Это, в свою очередь, определяет уровень инвестиционных доходов по договорам долгосрочного страхования жизни, способствует привлекательности страховых продуктов для потенциальных клиентов и, наконец, влияет на финансовую стабильность страховой компании. Следует заметить, что операции на открытом рынке обладают косвенным характером воздействия. Принимая во внимание многоплановое воздействие денежно-кредитных регуляторов, сложно сказать, что они представляют собой «один из наиболее безобидных инструментов» [1]. По результатам воздействия финансовые регуляторы, особенно в страховании, являются наиболее эффективными.

В отличие от косвенных регуляторов финансовые регуляторы прямого действия обычно устанавливают нижние и/или верхние границы определенного финансового показателя. В международной практике (обычно в банковской деятельности) подобные нормативы называются пруденциальными. В соответствии с англоязычным происхождением слова «пруденциальный норматив» означают норматив безопасности, прежде всего финансовой безопасности. Тенденции взаимопроникновения, диффузии (банковского и страхового) секторов, характерные для стран с развитой рыночной экономикой, приводят к конвергенции методологии и методики государственного регулирования (надзора). В связи с этим пруденциальные нормативы находят широкое применение в практике страхового надзора. В самое ближайшее время этот инструмент – регулятор станет более широко применяться в практике и в нашей стране в отношении страховых компаний. Как правило, целевой функцией этих регуляторов является контроль и обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости страховой компании. Механизм действия таких регуляторов носит элементарный характер, основанный на простой прямой зависимости результата от характера изменения норматива.

Наряду с регуляторами внешнего воздействия существуют регуляторы, используемые в рамках финансово-экономических микросистем самих субъектов экономики. Одним из классических примеров может служить норматив оплаты труда работников, который обычно складывается из твердой ставки (минимальной) и изменяющейся, подвижной части, зависимой от результатов трудовой деятельности. Многообразие форм и механизмов действия таких регуляторов на микроэкономическом уровне определяется интересами управления [2].

В результате либерализации страховой отрасли в странах с развитой рыночной экономикой существенно сократилось количество регуляторов, обладающих административным характером. Цена из государственного регулятора стала чисто рыночным регулятором, сократился спектр регулируемых аспектов деятельности субъектов страхования. Наиболее существенным регулятором, используемым органами надзора, стал норматив платежеспособности.

Необходимо отметить тот факт, что все регуляторы независимо от сферы применения и характера действия обладают устойчивыми формами институции. Кроме того, регуляторы, будь то государственные или рыночные, должны дополнять друг друга и представлять в целом определенную взаимосвязанную эффективную систему. Более рациональным, с точки зрения современных требований, является формирование системы взаимосвязей между государственным и рыночным регулированием. Поэтому трудно согласиться с мнением, что «административные или прямые методы регулирования ограничивают свободу выбора рыночных регуляторов. Косвенные (финансово-экономические) методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора» [3].

Воздействие государства на экономику предполагает сочетание государственных и рыночных регуляторов с саморегулированием, которое в практике понимается как легитимное регулирование определенных сфер самими агентами, включающее инициативное введение определенных норм функционирования субъектов специализированного рынка, ограничивающих свободу в экономическом контексте. В рамках саморегулирования роль регуляторов могут выполнять внедренные в рамках организаций нормы регулирования. Вместе с тем установленные условия членства – стандарты – могут играть роль дополнительных ограничений доступа на рынок, а также способствовать появлению искусственно созданных преимуществ. Все это делает положение аутсайдеров существенно менее выгодным, чем инсайдеров.

Коллективные бренды, тренды создают конкурентные преимущества. При улучшении культуры ведения бизнеса значение брендов снижается. В рамках организаций саморегулирования устанавливаются дополнительные стандарты, проводится мониторинг определенной деятельности в целях регулирования. Однако такие формы, по сути, являются маргинальными или «квазирегулирующими», поскольку во многом дублируют функции надзорных органов, если возможно закрепить собственное исключительное положение нормами закона. Замечено, что на рынках, где саморегулирование достигло значительных масштабов, наблюдается ограничение конкуренции. Особенно в тех случаях, когда членство в этих организациях становится условием ведения бизнеса [4].

Таким образом, по типу регулирования регуляторы условно разделяются на государственные, рыночные и маргинальные; в зависимости от способа – на регуляторы прямого и косвенного действия; природа регуляторов проявляется в их распределении на экономический и финансовый механизм воздействия (рис. 1).

sherov_56321

Рис. 1 . Система регуляторов, действующих на страховом рынке [5].

В процессе формирования механизма регулирования должны найти применение вне зависимости от природы только те регуляторы, которые доказывают свою результативность, совместимость с другими не менее эффективными формами. Система регулирования основана на сочетании различных регуляторов. Если функционирование рыночных регуляторов обусловлено экономическими условиями макросреды, то применение государственных и маргинальных регуляторов определяется конкретными задачами данного периода в деятельности государственных органов и саморегулируемых организаций. Взаимодействие всех видов регуляторов, складываемых в механизм, исходя из объективных экономических предпосылок определяется целями государственного регулирования.

Рыночные регуляторы характеризуются спонтанным действием, в связи с чем они практически не поддаются формализации. В то же время применение регуляторов в государственной политике возможно в определенной мере алгоритмизировать. Критерием оценки регуляторов и их действия может служить степень эффективности системы государственного регулирования в целом. В самом общем виде результативность применения регуляторов может быть представлена на основе многофакторной модели, которая является предметом комплексного исследования и выходит за пределы институционального анализа.

Е = f (X, Y, Z, ...,N), 

где, Е – эффективность регулирования;

X, Y, Z, ..., N – регуляторы (например, f – экономические, финансовые, рыночные, маргинальные).

Однако эффективность государственного регулирования оценивается через набор показателей. Соответственно и оценку действия регуляторов следует проводить в отношении выбранного критерия.

В процессе государственного регулирования возможно экономическое экспериментирование, а в некоторых случаях апробация, хотя это достаточно дорогостоящий способ оптимизации регулирования. После этого может быть сделан выбор тех регуляторов, которые способны придать как отдельному сектору, так и всей экономике структурную гибкость и восприимчивость к технологическим, организационным инновациям, обеспечить поступательное развитие финансово-экономической системы. Естественно, большей маневренностью в этом плане обладают микросистемы. Эффективное использование регуляторов и результирующих показателей для основных направлений деятельности страховой компании ощутимо повлияет на текущее и перспективное финансовое состояние субъекта, исполнение обязательств, и соответственно отпадет необходимость применять дополнительные внешние полномочия. Регулирование финансового состояния страховой компании, подбор и комплектация финансовых регуляторов и выработка оптимального режима их функционирования осуществляются посредством комбинирования финансовых инструментов.

Действие любого регулятора зависит от характера первичной информации, а также от последующей информации, поступившей уже после его воздействия. Объект, претерпевший стороннее воздействие, обычно проявляет некоторую реакцию, рефлектирует. В теории менеджмента рефлексивное поведение и рефлексивное управление уже давно привлекают внимание исследователей. Мотив связан с попытками предвосхитить, предугадать действия или намерения окружающих с тем, чтобы улучшить или вообще сформировать стратегию управления [6].

Иначе говоря, регулирование деятельности осуществляется на основе учета принципа рефлекса. Эффективный выбор и использование разнообразных регуляторов согласовывается с возможной ответной реакцией финансово-экономической системы. В отношении рыночных регуляторов, обладающих объективным характером, в некотором роде спонтанным, стихийным, непредсказуемым поведением, субъекты экономики и надзорные органы, принимая их действие, должны формировать адекватную реакцию. Именно у них находится «пульт» управления ситуацией. Действие регуляторов, обладающих административной природой, осознанное – с момента формирования первичного импульса и на стадии его восприятия объектом регулирования вплоть до формирования повторного воздействия после обработки полученной информации. В этом случае посредством регулятора формируется устойчивая связь субъекта с объектом регулирования. Без учета психологического фактора существенные преобразования вообще невозможны. Рефлексивное регулирование может осуществляться на основе потенциала, заложенного в природе применяемого регулятора, а достижение максимального эффекта может быть обеспечено путем воздействия на определенные зоны резонанса. В этом контексте под резонансом представляется не просто параллельное осуществление воздействий на систему, но и эффективные малые, но правильно подобранные возбуждения. В данном случае «термин «институт» предлагается связать именно с понятием внешней нормы, поскольку она фактически (обычно достаточно часто) применяется в практике совместной деятельности. По определению, институт – это и есть фактически действующая реф­лексивная норма и ничего, кроме нее» [7]. Такая тактика представляет собой один из возможных аспектов реализации синергетического подхода к управлению сложноорганизованными системами. С точки зрения определения эффективности, макрорегулирования важно правильно выявить эти резонансные зоны, а также определить оптимальные регуляторы. Аналогичная ситуация может сложиться в механизме государственного регулирования, когда применяются схемы, не согласованные с характеристиками объекта регулирования.

Таким образом, механизм регулирования института страхования с «технологической» точки зрения представляет собой комплекс взаимосвязанных регуляторов, имеющих различную природу в зависимости от субъекта регулирования, которые обеспечивают оптимальное развитие финансово-экономической системы на макро- и микроуровнях. Под регулированием в данном контексте понимаются осознанные действия субъектов по применению определенного набора регуляторов для достижения установленных целей. Следует подчеркнуть, как показывает практика, что максимального эффекта достигает только многоканальное регулирование, охватывающее основные аспекты функционирования экономической системы, включая финансовые, организационные и другие. При формировании оптимального механизма регулирования страховой деятельности особое место занимает финансовое регулирование, затрагивающее одновременно несколько сторон деятельности, включая ценообразование и формирование страхового продукта, процесс капитализации, инвестиционную деятельность, перестрахование, формирование страховых резервов, соблюдение условий платежеспособности и финансовой устойчивости, взаимоотношения с подчиненными и родственными структурами в целом.

В заключение, обобщая изложенное выше, следует отметить, что фундаментальная теория государственного регулирования экономики и методология институциональной теории дают возможность обоснованно сформулировать причины государственного регулирования института страхования. Анализ структуры институции государственного регулирования страховой отрасли позволил систематизировать методы, формы и инструменты регулирования. Современные тенденции эволюции систем регулирования показывают растущее взаимодействие и сближение государственного и рыночного регулирования, появление промежуточных форм в виде организаций саморегулирования и сорегулирования. Оптимальная организация саморегулирования и сорегулирования в сочетании с государственным и рыночным регулированием позволяет создать комплексный и эффективный механизм регулирования, действующий на уровне конкретной отрасли и в целом на уровне социально-экономической системы.

Результативность регулирования отрасли страхования обусловлена его соответствующим институциональным обеспечением, являющим собой единство нормативных правовых требований, правил и институтов, органов регулирования и их взаимодействия. Государственное регулирование страховой отрасли как комплексный процесс состоит в установлении нормативных правовых требований и контроле их исполнения субъектами экономики посредством применения разнообразных инструментов. На деятельность субъектов страховых отношений наряду с государственным воздействием оказывают влияние и рыночные регуляторы, результаты которого порой непредсказуемы.

Санжар ШЕРОВ,

старший преподаватель кафедры финансов

Ташкентского финансового института.

Аннотация

Ушбу мақолада суғурта бозорини тартибга солишнинг асосий жиҳатлари, хусусан, бу жараёнда, замон талаблари нуқтаи-назаридан келиб чиқиб, суғурта бозорини тартибга солишнинг энг оқилона шакли давлат ва бозор механизмиларининг ўзаро боғлиқликдаги функцинал тизимини шакллантириш эканлиги таъкидланган.

Ключевые слова: страховой рынок, страховая деятельность, регулирование, инструменты регулирования, механизмы регулирования, государственное регулирование, рыночное регулирование, система регуляторов.

 

В статье проанализированы основные аспекты регулирования страхового рынка. На основе системного анализа сделан вывод, что в этом процессе более рациональным, с точки зрения современных требований, является формирование взаимосвязанной функциональной системы государственного и рыночного регулирования страхового рынка.

 

The article analyzes the main aspects of insurance market regulation. On the basis of system analysis, it was concluded that in this process it is more rational, from the point of view of modern requirements, to create an interrelated functional system of state and market regulation of the insurance market.

Список использованной литературы:

Деньги. Кредит. Банки. Учебник.//Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Белоглазова Г.Н. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.

Финансовый менеджмент. Учебник.//Латышева Л.А., Склярова Ю.М. и др.; под общ. редакцией Л.А. Латышевой. - М.: МИРАКЛЬ, 2016. - 340 с.

Основания, способы и формы государственного регулирования коммерческой деятельности.//http://bukvi.ru

Пашковская, И.В. Совершенствование методов макропруденциального надзора для преодоления последствий кризиса.// И.В. Пашковская. Финансы, деньги, инвестиции. - 2010. - № 2. - С. 5-15.

Рисунок составлен автором на основе синтеза научных разработок.

Кара-Мурза С.Г. Подрыв рационального мышления и рефлексивное управление.// Рефлексивные процессы и управление. Том 3, №2, 2003. С. 16-34.

Институциональная экономика: Учеб. пособие.// Под рук. акад. Д.С. Львова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 318 с.

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"