Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
3018
9611
9649

-38
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
74320
84323
231749

-147426

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 7 179 252
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Становление гражданского общества и роль некоммерческих организаций в его развитии в Российской Федерации

 

Понятие гражданского общества весьма разнопланово и многогранно. Дискуссионные вопросы, касающиеся понимания гражданского общества, являлись предметом исследования ученых различных наук.

Так, под гражданским обществом можно понимать социальную систему в противоположность политической, т.е. практически всю неполитическую жизнь общества, начиная с самых общих форм существования общества и кончая частными существованиями отдельных индивидов. Структура гражданского общества очень сложна. В качестве «простых» составных частей гражданского общества выделяются, с одной стороны, индивиды, с другой – материальные и духовные элементы, образующие жизненное содержание этих индивидов, их гражданское положение. Гражданское общество понимается как совокупность различных интересов, прежде всего экономических; отсюда – отождествление гражданского общества с «буржуазным обществом» и негативная его оценка.

Понимание гражданского общества имеет долгую историю, а его детерминация сопряжена с его составляющими социальными и политическими аспектами. Кроме того, рассмотрение с позиций социологии, истории, политологии, права будет соответственно различным.  При всей широте взглядов на понимание гражданского общества следует отметить, что основополагающей составляющей в данном случае будет наличие некой совокупности социальных институтов, а также межсоциальных связей. Причем функционирование указанной общности, предполагается, направлено на обеспечение общих интересов, позволяет реализовывать указанные интересы и инициативы.

В процессе развития взаимоотношений между государством и обществом возникло гражданское общество, в рамках которого сами граждане стали самостоятельно заниматься решением экономических и социальных вопросов. Гражданское общество ни в коем случае не следует отождествлять с социальной жизнью общества, а также политическим или экономическим обществом.

Формирование гражданского общества предполагает включение граждан в общественные процессы, происходящие в государстве. Соответственно активная гражданская позиция, включенность в реализацию гражданских инициатив – все это составляющие развития институтов гражданского общества. Среди таких институтов особое место, имеющее существенное значение для формирования гражданского общества, занимают некоммерческие организации. Роль некоммерческих организаций является на данный момент существенной, по отношению к НКО сформированы определённые ожидания общества. Некоммерческие организации являются посредниками между обществом и государством, расширяя поле публичной деятельности политиков. Важным фактором повышения эффективности использования средств, выделенных на социальные нужды, является сотрудничество органов местного самоуправления, некоммерческих организаций и государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» РФ (далее – НКО) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Среди целей создания Федеральный закон называет достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиту прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Особо Федеральный закон выделяет социально ориентированные НКО, под которыми понимаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, перечисленные выше.

В связи с этим признаками социально ориентированных некоммерческих организаций являются:

- создание в организационно-правовой форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в другой форме, за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями;

- осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации;

- право осуществления иных видов деятельности, перечисленных в законе (благотворительные, культурные, образовательные, научные и др.).

Следует отметить, что перечень организационно-правовых форм для учреждения НКО не является закрытым. Подобное положение вещей обусловлено значительной вариативностью сферы деятельности НКО, а также ее расширением.

На данный момент выделяют следующие разновидности НКО: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.). Однако в правовой литературе указанный аспект подвергался критике, признавалось, что составить исчерпывающий перечень некоммерческих организаций вряд ли удастся.

Именно НКО являются, в том числе, теми структурами, с помощью которых выстраиваются отношения граждан – гражданское общество. «Поле деятельности» некоммерческих организаций широко и разнообразно. Это и защита прав человека, и охрана окружающей среды, решение молодежных проблем, удовлетворение потребностей малоимущих, лиц с ограниченными возможностями и т.д. Деятельность некоммерческих организаций, общественных палат и советов при федеральных и региональных органах власти помогает расширить сферу взаимодействия с органами государственной власти и активизировать гражданскую позицию всех членов общества.

Особенности взаимодействия НКО и государства связаны со следующими важными факторами: 1) государство имеет инициирующую функцию при формировании институтов гражданского сообщества; 2)  гражданское общество представляет собой совокупность горизонтальных связей, направленных на удовлетворение потребностей членов общества.

Успешная вовлеченность НКО в процесс формирования гражданского общества невозможна без роли государства. Так, следует выделить определенные формы взаимодействия НКО с государственными органами и организациями по следующим направлениям. Например, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится, в том числе,  финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. Аналогичные полномочия предусмотрены и для органов государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, предусмотрена обширная грантовая поддержка НКО на различных уровнях. Так, по итогам второго конкурса президентских грантов в число победителей вошли 2 243 некоммерческие организации из всех 85 регионов страны. Общая сумма грантов, выделяемых по итогам второго конкурса, составляет 4 404 миллиона рублей. Выделяемые грантовые направления достаточно различны – от социальной поддержки и защиты граждан, охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни до сохранения исторической памяти, развития общественной дипломатии и поддержки соотечественников, развития институтов гражданского общества.

В Ленинградской области принят Областной закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области», а также утвержден Порядок проведения в 2017 году конкурсного отбора по предоставлению социально ориентированным некоммерческим организациям грантов губернатора Ленинградской области в форме субсидий из бюджета Ленинградской области на реализацию ими социальных проектов.

Одним из направлений взаимодействия государства и некоммерческого сектора является реализация различного рода мероприятий. Так, НКО вовлекаются в различные проекты и социальные мероприятия, реализуемые, например, в рамках так называемой модели «корпоративной социальной ответственности». Иными словами, происходит обеспечение деятельности некоммерческого сектора посредством организационных ресурсов. НКО принимают участие в работе различных общественных и наблюдательных советов при органах государственной власти.

Работа некоммерческих организаций связана с пропагандой ценностей и осуществлением помощи определённым целевым группам. В качестве проблем НКО можно отметить слабость кооперации в обмене опытом, не достаточно высокую квалификацию сотрудников, низкий уровень вовлеченности в работу НКО людей среднего возраста с высоким уровнем доходов. Современные диалоги государственных структур и власти позволили НКО принимать активное участие в улучшении положения тех групп, интересы которых они отстаивают. Важным является ожидание представителями некоммерческих организаций того, что государство должно стать полноценным заказчиком социальных услуг.

Особенности конструктивного взаимодействия государства и некоммерческого сектора связаны с необходимостью продолжить построение правового демократического государства и подключить ресурсы гражданского общества к решению социальных проблем. Работа НКО позволяет помочь решению проблемы экономического неравенства между различными социальными слоями населения, привлечь активных граждан к благотворительной деятельности и в конечном итоге способствует развитию общества в целом.

Следует отметить, что на современном этапе развития гражданского общества, все же роль его институтов и их активность недостаточно высока. Укрепление вертикали власти и вместе с тем развитие горизонтальных связей между социальными институтами влечет некоторые затруднения. Тем не менее в данной области необходим определенный баланс, который позволит обеспечить реализацию интересов всех сторон, а также обеспечит планомерное и эффективное развитие гражданских инициатив. Низкая активность граждан, нежелание быть вовлеченным в процесс функционирования гражданских структур также оказывает негативное воздействие. В связи с этим сектор некоммерческих организаций играет значительную роль в формировании указанных процессов, повышении гражданской позиции и социальной активности.

Аннотация

В статье раскрыты направления взаимодействия государства и некоммерческого сектора и вовлечения в различные проекты государства некоммерческих организаций, что позволяет помочь решению проблемы экономического неравенства между различными социальными слоями населения и способствовать развитию общества в целом. Важным является ожидание представителями некоммерческих организаций того, что государство должно стать полноценными заказчиком социальных услуг.

Ключевые слова: некоммерческие организации (НКО), гражданское общество, социальные институты, гражданская инициатива, местное самоуправление, нематериальные потребности, общественные блага, социально-ориентированные организации, организационно-правовые нормы.

In the article directions of cooperation of the state and noncommercial sector and engaging are exposed in different projects of the state of noncommercial organizations, that allows to help the decision of problem of economic inequality between the different social layers of population and to assist development of society on the whole. Important is expectation of representatives of noncommercial organizations that the state must become valuable the customer of social services.

Вячеслав Николаевич СКВОРЦОВ,

профессор, президент Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

Список использованной литературы:

1. Официальный сайт Фонда Президентских грантов. URL.: https://президентскиегранты.рф

2. Приказ Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области от 2 марта 2017 г. №6 «О грантах губернатора Ленинградской области в форме субсидий из бюджета Ленинградской области на реализацию социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций в 2017 году» // Официальный интернет-портал администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 02.03.2017 г.

3. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // «Хозяйство и право». 2002. №5.

4. Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1989. С. 31.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 №7-ФЗ (в ред. от 14 ноября 2017 г.) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145; 2017. №47. Ст. 6846.

6. Постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 г. №399 (в ред. от 13 ноября 2017 г.) «Об утверждении государственной программы Ленинградской области «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области» // Официальный интернет-портал администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 12.02.2014; 20.11.2017.

7. Областной закон Ленинградской области от 29 июня 2012 г. №52-оз (в ред. от 31 июля 2017 г.) «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ленинградской области» (принят ЗС ЛО 20 июня 2012 г.) // «Вестник Правительства Ленинградской области». 2012. №68.

8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ (в ред. от 2 июня 2016 г.) «Об общественных объединениях» // СЗФ РФ. 1995. №21. Ст. 1930; 2016. №23. Ст. 3303.

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"