Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
5947
7374
7918

-544
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
147536
238474
113991

+124483

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 6 936 396
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Пути обеспечения продовольственной безопасности в Узбекистане

 

Термин «продовольственная безопасность» появился в международном обороте после зернового кризиса 1972-1973 гг., когда перепроизводство продовольствия в развитых странах шло параллельно с голодом в странах «третьего мира». Проблема продовольственной безопасности быстро вышла за рамки национальных границ и стала предметом обсуждения мирового сообщества. В декабре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире», где звучали ещё только самые общие определения. В 1994 г. в Программе развития ООН (ПРООН) под продовольственной безопасностью уже понималась доступность основных продуктов питания, что предполагало как их наличие, так и свободный доступ к ним, достаточную покупательную способность населения. В ноябре 1996 г. в ходе Всемирной Римской встречи на высшем уровне была принята «Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности». Она подтвердила «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания, в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом каждого на жизнь».

К определению категории «продовольственная безопасность» существуют различные подходы, ориентирующиеся либо на импорт продуктов питания, либо на самообеспечение ими, либо на сочетание импорта и собственного производства продовольствия. Продовольственная безопасность – ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.

Продовольственная политика соответственно рассматривается как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития сельской местности.

Продовольственная безопасность предусматривает:

физическую доступность продовольствия. Продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте (в соответствии с принятыми нормами потребления), их поступление должно быть бесперебойным. Достижение этого условия обеспечивается за счет государственного контроля за внешними и внутренними поставками, а также имеющимися запасами продуктов питания;

экономическую доступность продовольствия. Каждый гражданин страны независимо от возраста, имущественного и должностного положения должен иметь достаточный уровень доходов для приобретения минимального набора продуктов питания. Достижение этого условия обеспечивается как за счет поддержания достаточного уровня доходов населения, так и за счет контроля за уровнем цен на продукты питания. Должна существовать также возможность самообеспечения населения продовольствием за счет личных подсобных хозяйств и дачных участков;

безопасность питания. Качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление. Человек должен получать с пищей весь комплекс необходимых для нормального развития организма веществ и в то же время быть уверенным в ее безопасности, т.е. в отсутствии вредных для здоровья и окружающей среды веществ. Повышение интереса к безопасности продуктов питания в мире объясняется ростом числа заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями. К тому же болезни, вызванные некачественным продовольствием, способны оказать негативное воздействие на состояние внутренней и внешней торговли, а также на доходы и занятость отдельных категорий населения.

По определению, продовольственная безопасность государства – такое состояние экономики и АПК страны, которое, при сохранении и улучшении среды обитания независимо от внешних и внутренних условий, позволяет населению страны бесперебойно получать экологически чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объёмах не ниже научно обоснованных норм.

Роль продовольственной безопасности связана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека. Уровень питания населения характеризует уровень экономического развития страны в целом, поскольку, как известно, производство продуктов питания было, есть и будет самым первым условием непосредственных производителей и всякого производства вообще, а уровень обеспечения населения продовольствием рассматривается как важнейший фактор и определяющий критерий уровня социальной жизни, жизнеспособности экономической структуры и государственного устройства каждой страны.

Одними из приоритетных направлений развития сельского хозяйства – важного сектора экономики Узбекистана – являются насыщение внутреннего рынка продуктами питания, достижение самодостаточности в области их производства и обеспечение продовольственной безопасности. Проведенные за годы независимости Узбекистана масштабные преобразования и качественные изменения в сфере агропромышленного комплекса, осуществляемая всесторонне взвешенная политика по оптимизации посевных площадей и районированию сельскохозяйственных культур позволили не только увеличить урожаи, но и заметно поднять уровень жизни населения.

До обретения Узбекистаном независимости в страну ввозили в среднем 3 млн. тонн зерна. В 1990 году было собрано 2038,2 тысячи тонн зерна. Именно поэтому в республике остро ощущался дефицит в розничной торговой сети важнейших продуктов питания. По данным статистических обследований, проведенных в 1989 году, на потребительском рынке с перебоями продавалось до 95% всех наименований продовольственых товаров, что стало причиной введения в бывшем СССР карточной системы распределения основных потребительских товаров повседневнего пользования. По результатам опросов населения республики, официально проведенных органами статистики в 1989 году, 89,3% опрошенных считали, что потребляют мясопродукты в недостаточном объеме. Этот показатель по молокопродуктам составлял 56,5%, сахару – 55,3%, кондитерским изделиям – 49,55, картофелю – 17,5%.

Одним из первых шагов на пути к обретению суверенитета стало принятое в 1989 году решения о выделении более 400 тысяч гектаров орошаемых земель под приусадебные участки. В годы реформ населению дополнительно было выделено для личных приусадебных участков 550 тыс. гектаров орошаемой земли, и их общая площадь составила 700 тыс. гектаров. Более 9 миллионов сельских жителей используют эту землю в своем подсобном хозяйстве.

Дальнейшие шаги по реализации рыночных и институциональных реформ в аграрном секторе включали изменение структуры посевных площадей, сокращение почти в 2 раза посевов хлопчатника в пользу зерновых культур. В результате Узбекистан, который ранее импортировал более 80% потребности в зерне, обрел зерновую независимость. Если в начале 90­х гг. технические культуры, особенно хлопчатник, занимали больше половины общей посевной площади, то с 1995 г. они были резко сокращены до 36,1%. Одновременно были резко увеличены посевные площади зерновых культур. Если они занимали 24% общей посевной площади, то соответственно были увеличены до 44-45%.

В результате целенаправленной работы по реформированию и диверсификации сельского хозяйства увеличилось производство зерновой продукции в 3,9 раза, картофеля – в более чем 7 раз, бахчи – почти в 2 раза, овощей – почти в 3 раза, фруктов – в 5,3 раза, винограда – в более 3,2 раза. В то же время производство хлопка-сырца сократилось на 27,9%.

В 2015 году выращено 12 миллионов 592 тысячи тонн овощей, в том числе картофеля, 1 миллион 850 тысяч тонн бахчевых, 1 миллион 556 тысяч тонн винограда, 2 миллиона 731 тысяча тонн фруктов. По предварительным данным Госкомстата, в 2016 году в Узбекистане всеми категориями хозяйств республики произведено 8263,8 тыс. тонн зерновых культур. Это на 87,2 тыс. тонн, или на 1,1%, превышает показатели 2015 года.

В 2016 году выращено почти 3 миллиона тонн хлопка-сырца, 8,3 миллиона тонн зерна, более 21 миллиона тонн фруктов и овощей, в том числе производство картофеля в республике составило 2958,3 тыс. тонн (109,7%), овощей – 11272,5 тыс. тонн (111,3%), бахчи продовольственных – 2045,2 тыс. тонн (110,4%), плодов и ягод – 3042,7 тыс. тонн (110,8%) и винограда – 1735,3 тыс.тонн (109,9%. Всего объем производства продукции сельского хозяйства в 2016 году вырос на 6,6%.

Средняя урожайность пшеницы по стране достигла 55 центнеров с гектара, а в отдельных районах она составила 60-77 центнеров с гектара, что является большим успехом наших фермеров. Высокие урожаи удалось обеспечить в основном за счет интенсификации сельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрения районированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых культур, освоения современных агротехнологий. Урожайность зерновых культур повысилась в 2,8 раза, пщеницы в более чем в 4 раза, овощей и бахчи почти в 2 раза, плодов и ягод более чем в 3 раза.

В целях дальнейшего повышения потенциала животноводческого сектора в 2016 году осуществлена реализация около 5,2 тысячи проектов по разведению крупного рогатого скота и рыбы, развитию птицеводства и пчеловодческих хозяйств за счет кредитов коммерческих банков на сумму свыше 464 млрд. сумов. В результате на 1 января 2017 года во всех категориях хозяйств общее поголовье крупного рогатого скота составило 12165,3 тыс. голов (104,5% к соответствующему периоду 2016 года), овец и коз – 19749,2 тыс. голов (103,4%) и птицы – 65758,9 тыс. голов (107,7%).

В результате увеличения поголовья скота повысилась доля продукции животноводства в общем объеме сельскохозяйственной продукции соответственно с 36,6% в 1990 году до 41% в 2016 году, в основном за счет увеличения поголовья скота в дехканских хозяйствах, что заметно сказалось на росте объема производства мяса (в живом весе) с 789,1 до2171,8 тыс. т (почти в 2,7 раза), молока – с 3034,2 до 9703,3 тыс. т ( почти в 3,2 раза), яиц – с 1231,8 до 6111,7 млн. штук ( почти в 5 раз).

В результате роста производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки увеличилось потребление потребительской продукции в Республике Узбекистан.

Следует отметить, что наряду с положительными результатами осуществления аграрных реформ в Республике Узбекистан существуют также определенные недостатки и проблемы. Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев на расширенном заседании Кабинета Министров указал на следующие недостатки.

Первое – это недостатки в оптимизации размеров земельных участков. В Ташкентской, Наманганской, Джизакской, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях она проведена не на должном уровне. Районными Кенгашами народных депутатов допущены серьезные просчеты при отборе претендентов на создание фермерских хозяйств.

Второе – отдельные фермерские хозяйства не располагают достаточными оборотными средствами, необходимой техникой и другими материально-техническими ресурсами, что негативно отразилось на урожайности сельскохозяйственных культур, выполнении договорных обязательств и рентабельности фермерских хозяйств в целом.

Третье – из-за недостаточной организации работ и личной безответственности отдельных руководителей в ряде районов и фермерских хозяйств не получен ожидаемый урожай хлопка-сырца. В Касансайском, Ангорском, Музрабадском, Кызырыкском, Шерабадском, Куйичирчикском и Куштепинском районах договорные обязательства выполнены лишь на 60-65 процентов. Не обеспечено выполнение задания по заготовке зерна в государственные ресурсы в Зарбдарском, Пахтакорском, Арнасайском, Мирзаабадском, Хавастском, Сардобском, Гулистанском, Чустском и Бекабадском районах.

В перспективе принципиально важное значение имеют качественные структурные преобразования в сельском хозяйстве. Речь идет о поэтапном сокращении до 2020 года объема производства и государственных закупок хлопка-сырца с 3 миллионов 350 тысяч тонн до 3 миллионов тонн. За счет сокращения производства хлопка-сырца на 350 тысяч тонн высвобождается порядка 170,5 тысячи гектаров поливных земель. И при этом, как правило, высвобождаются земли с низким бонитетом, где урожайность хлопчатника не превышает 12-15 центнеров с гектара, при средней достигнутой в стране урожайности 26,1 центнера с гектара. Высвобождаются в основном засоленные земли, а также земли в предгорных зонах, непригодных для возделывания хлопчатника.

На посевных площадях, освобождаемых от хлопчатника, в первую очередь будут высеваться овощные культуры, в том числе картофель, кормовые, масленичные культуры, создаваться сады и виноградники. В результате оптимизации посевных площадей и внедрения современных агротехнологий к 2020 году предусматривается довести объемы производства зерновых колосовых культур до 8,5 миллиона тонн с ростом на 16,4 процента, увеличить объем производства картофеля на 35 процентов, других овощей – на 30, плодов и винограда – на 21,5, мяса – на 26,2, молока – на 47,3, яиц – на 74,5 процента, рыбы – в 2,5 раза. При этом надо учесть, что значительно возрастут объемы экспорта этих видов продовольствия.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития

Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в целях модернизации и интенсивного развития сельского хозяйства определены широкомасштабные задачи.

На наш взгляд, для дальнейшего обеспечения продовольственной безопасности в Республике Узбекистан целесообразно осуществлять следующие мероприятия:

- внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами путем вовлечения всех заинтересованных сторон и ее увязка с управлением земельными ресурсами;

- институциональное развитие в аграрной сфере, поддержка в проведении ряда сельскохозяйственных реформ, развитие правовых механизмов регулирования водно-земельных отношений;

- разработка социально-экономических сценариев и планов долгосрочного развития аграрного сектора.

-  восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан как организатора и координатора многих функций АПК;

- рациональное сочетание крупных, средних и мелких дехканских и фермерских хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования;

- обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью, преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;

- достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;

- развитие кооперативных форм и связей между промышленностью и сельским хозяйством;

- продолжение мер по дальнейшей оптимизации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных земель.

Надира САИДАХМЕДОВА, к.э.н., доцент ДжПИ.

Аннотация

В статье проанализированы значение обеспечения продовольственной безопасности и меры по её осуществлению в Узбекистане, освещены также основные направления дальнейшего улучшения обеспечения продовольственной безопасности.

 

Мақолада озиқ-овқат хавфсизлигини таъминлашнинг аҳамияти ва бу борада Ўзбекистонда амалга оширилган чора-тадбирлар таҳлил қилиниб, уни янада яхшилаш йўналишлари ёритилган.

 

In the article the values of maintenance of food safety and a measure on its realization in Uzbekistan, and the basic directions of the further improvement of maintenanceof food safety are analyzed.

Ключевые слова: безопасность, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продовольственная продукция, обеспечение продовольственной безопасности.

 

Список использованной литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действии по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года №ПП-2460 «О мерах по дальнейшему реформированию и развитию сельского хозяйства на период 2016 - 2020 годов».

3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 23.12.2016 г. №ПП-2694 «О внесении изменений в постановление Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года №ПП-2460 «О мерах по дальнейшему реформированию и развитию сельского хозяйства на период 2016-2020 годов».

4. Мирзиёев Ш.М. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год //http://fundamental-economic.uz/.

5. Абулқосимов Ҳ.П. Давлатнинг иқтисодий хавфсизлиги. Ўқув қўлланма.- Т.: Akademiya, 2012.

6. Абулқосимов Ҳ.П., Расулов Т.С. Ўзбекистонда озиқ-овқат хавфсизлигини таъминлаш йўллари. Рисола. - Т.,”Fan va texnologia”, 2015.

7. Бекенов С.С. Продовольственная безопасность как составляющая экономической безопасности //http://www.cawater-info.net/pdf/bekenov2.pdf

8. Продовольственная безопасность//Источник: ФАО ООН /http: //www. cawater-info.net/bk/14-4-2.htm;https://ru.wikipedia.org/wiki/продовольственная безопасность.

9. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. М., 1997, № 2. стр. 3-7.

10. Чеботарева М. С. Продовольственная безопасность в России и мире: сущность и проблемы // Молодой ученый. – 2012. – №8.

11. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг.: Стат. сб.-Т.: «Узбекистан», 2011.

12. Ўзбекистон қишлоқ хўжалиги. Стат. тўплам 2016 йил. – Т., 2016.

13. Ўзбекистон иқтисодиёти: ахборот-таҳлилий бюллетени. 2016 йил январь-декабрь. Т., 2017.-69-бет.

14. Итоги социально-экономического развития Республики Узбекистан за 2016 год.//http://www.uzlidep.uz/uzc/news/

 

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"