Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
437
7012
6845

+167
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
155883
238474
105645

+132829

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 6 944 742
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Зарубежный опыт и практика Республики Узбекистан в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует о том, что субъекты мало­го и среднего предпринимательства успешно развиваются при непосредственном участии органов государственного управления в выработке и реализации полити­ки поддержки малых форм хозяйствования. Особое значение имеет поддержка ма­лого и среднего инновационного предпринимательства как наиболее рискованно­го и в силу своих особенностей наиболее чувствительного к изменениям внешней среды.

В целях понимания роли малого и среднего бизнеса в мировой экономике необ­ходимо по возможности четко определить их суть и критерии отнесения к ним пред­принимательской деятельности. Прежде всего следует отметить, что в разных странах критерии малого предприни­мательства могут быть различными, что сильно затрудняет международные сравнения.

Например, в США стандарт по количеству работников на малом предприятии, занимающемся оп­товой торговлей, составляет не более 100 человек. В то же время для защиты нефте­перерабатывающей промышленности в США к категории малых отнесены предпри­ятия с числом занятых до 1500 человек, а в производстве ЭВМ до 1 тыс. человек.

В уставе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приво­дятся следующие определения: предприятия с числом работников до 19 человек обо­значаются как весьма малые, от 20 до 90 человек как малые, от 100 до 499 человек как средние и свыше 500 человек как крупные.

Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) предлагает для данного региона считать мелкой промышленностью предприятия с числом занятых от 5 до 50 человек. При этом оговаривается, что такие предприятия должны осущест­влять производство на основе субподрядных отношений или производить традицион­ные товары и использовать современные орудия труда.

Что же касается статистики в Евросоюзе, то в категорию «малое и среднее пред­принимательство» входят три вида предприятий микро-, малые и средние.

Определяющими характеристиками в данном случае являются численность сотрудников, объем продаж и итог баланса.

Таблица 1.

Определяющие характеристики для микро-, малых и средних предприятий в Европейском Союзе[2, 163]

Категория
Численность
Годовой оборот,
Годовой итог
предприятия
сотрудников, чел.
млн. евро
баланса, млн. евро
Микро-предприятие
19
2
2
Малое предприятие
1049
10
10
Среднее предприятие
50249
50
43

 

При наличии расхождений главным признаком отнесения предприятия к какому-то типу является количество сотрудников. Соответственно все страны Центральной и Восточной Европы, вошедшие в Европейский Союз в 2004, 2007, 2013 годах, также в своей статистике соответствуют этим стандартам.

В настоящее время МСП являются важной производственной силой и сферой за­нятости. Об этом свидетельствуют доля, например, ВВП, произведенного по МСП как развитых, так и развивающихся стран.

В Канаде на малые и средние предприятия приходится порядка 45% ВВП. Доля малого бизнеса в ВВП США (за исключением сельскохозяйственных отраслей) остает­ся стабильной уже на протяжении нескольких десятилетий и составляет порядка 50%.

В Румынии в малом и среднем бизнесе занято свыше 60% активного населения страны; на его долю приходилось до 60% валового внутреннего продукта, 58% обще­го числа сделок и 31% экспорта.

В Чехии, которая является одной из наиболее продвинутых в экономическом от­ношении постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, малое предпринимательство стало катализатором реформ. Чехия страна преимуществен­но малого предпринимательства: по количеству малых предприятий на 1 тыс. человек (68,4) она опережает развитые страны ЕС с показателем 43 на 1 тыс. жителей [2, 164].

МСП предоставляют места 33% работников, занятых в официальном секторе стран с низким уровнем дохода на душу населения, и 62% таких рабочих в странах с высоким уровнем доходов. Но из-за того, что в бедных странах высок объем нефор­мального сектора (не охваченного официальной статистикой), в котором доминиру­ют микропредприятия, реальная доля МСП в общей занятости гораздо выше. Так, в Индии 86% от общей численности трудовых ресурсов занято в неофициальном секто­ре, в том числе в сельском хозяйстве. А доля рабочей силы, занятой на несельскохо­зяйственных малых и средних предприятиях, по некоторым странам распределяется следующим образом: Китай 84,3%, Индонезия 79,2%, Южная Корея 78,5%, Япония 78%, Таиланд 73,8%, Италия 73%, Тайвань 68,6%, Гонконг 63%, Мексика 58,5%, США 57,5%.

С середины 80-х годов XX столетия в странах членах Европейского Союза (ЕС) практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства начался бы­стрый рост сектора малых и средних предприятий. В 90-х годах положение малых и средних предприятий продолжало укрепляться. В среднем по Европейскому Союзу к концу 2016 года 99,8% предприятий относились к категории малых и средних пред­приятий, на них было занято около 6 % от общего числа занятых и создавалось 65% ВВП Европейского Союза.

Сегодня малые и средние предприятия основа социально-экономической мо­дели ЕС. В расширившемся Евросоюзе насчитывается 23 миллиона мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. Малые и средние предприятия за­нимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство. Они стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улуч­шать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики в Европе во многом зависит от развития МСБ [2, 165].

В последние годы в рамках ЕС осуществляется системная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на три главных звена, уча­ствующих в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретно­го человека, фирму и общество. Её цель соблюдение баланса интересов государств и бизнеса.

В Республике Узбекистан  субъектами малого предпринимательства являются:

Таблица 2.

Субъекты малого  предпринимательства в Республике Узбекистан [5]

Субъекты
малого
предпринима-тельства
- индивидуальные предприниматели;
- микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственной отраслях не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании не более пяти человек;
- малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов не более 200 человек;
- машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы не более пятидесяти человек;
- науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы не более двадцати пяти человек.

Дополнительный импульс осуществляемым в стране масштабным преобразованиям придала реализация принятой в начале 2017 года Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан [1].

В рамках данной стратегии одним из первых документов  Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева стал подписанный им 5 октября 2017 года Указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» [5].

Документом была утверждена программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным направлениям, среди которых: правовое регулирование предпринимательской деятельности, сокращение проверок и предупреждение необоснованного вмешательства в деятельность бизнеса, дальнейшая либерализация ответственности субъектов предпринимательства, совершенствование финансовой системы, налогообложения и таможенного дела, а также улучшение условий для ведения бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности и международного рейтинга республики [3].

Несомненно, придаст новый импульс этой работе и проходящее сегодня реформирование системы оказания госуслуг по принципу «одно окно». На сегодняшний день через «одно окно» можно оформить 16 видов разрешительных документов для предпринимательской деятельности.

В целях дальнейшего расширения указанной положительной практики предусматривается поэтапное внедрение до 2020 года еще 86 видов самых востребованных лицензий и разрешений. Кроме того, глава государства отменил с 1 января 2018 года требование об обязательном оформлении лицензий и разрешений, выдаваемых через «одно окно», на специальных бланках в бумажной форме. Этот механизм будет заменен специализированной информационной электронной системой «Лицензия». Она позволит предпринимателям получать государственные услуги в электронной форме по принципу «одно окно», не посещая другие ведомства, отслеживать ход и результат рассмотрения заявлений о выдаче разрешений и лицензий, вне зависимости от места и способа обращения. Появление такого портала позволит создать централизованную систему выдачи необходимых лицензий и разрешений, независимую от государственных органов. После ввода в эксплуатацию через него можно будет получить около 40 видов лицензий и разрешений, а к 2019 году планируется, что здесь будут доступны все их виды, действующие в Узбекистане.

Важнейшим фактором для достижения стабильного макроэкономического развития в последние десятилетия является снижение налогового бремени субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства.

Таблица 3.

Динамика  изменения ставок налогов для предприятий малого предпринимательства [4]

Показатели
1995
2000
2005
2010
2014
2015
2016
2017
Единый социальный платеж, %
40
38
30
25
25
25 (15)*
25 (15)*
15
Единый налоговый платеж для микрофирм и малого бизнеса
-
15
15,2
7
6
5
5
5

* для микрофирм и малых предприятий, а также фермерских хозяйств.

В результате проводимых бюджетно-налоговых реформ удельный вес налоговой составляющей в структуре ВВП страны снижен с 27% в 2007 г. до 19,9% в 2016 г.

Стоит отметить, что за прошедший период деятельность банковской системы республики была направлена на обеспечение устойчивости уровня капитализации и депозитной базы банков, укрепление их финансовой устойчивости и надежности, дальнейшее расширение кредитования перспективных инвестиционных проектов, а также субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

 makushina_1

Рис. 1. Удельный вес малого бизнеса и частного  предпринимательства в ВВП и налоговая нагрузка (в %)[4]

За прошедшие 7 месяцев 2017 года коммерческими банками субъектам малого бизнеса выделено кредитов на 22% больше, чем в аналогичном периоде 2016 года, в том числе микрокредитов в 1,3 раза, и их объем составил соответственно 11,8 трлн. сумов и 2,6 трлн. сумов [4].

Принимаемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали созданию в течение 2016 года около  32 тысяч новых субъектов малого бизнеса.

 makushina_2

Рис. 2. Число действующих субъектов малого бизнеса (на 1 января, тысяч единиц)[4]

На 1 января 2017 года в республике количество действующих субъектов малого бизнеса (без дехканских и фермерских хозяйств) составило 218170 единиц, что на 118731 единицу, или в 2,2 раза, увеличилось по сравнению с 2000 годом  (рис. 2).

В результате всех предпринимаемых мер по итогам 6 месяцев 2017 года доля малого бизнеса в ВВП составила 54,6 процента, в промышленности – 43,8, инвестициях – 38,3, розничном товарообороте – 89,9, занятости – 77,8 [4].

Таким образом, дальнейшее стимулирование малого бизнеса и частного предпринимательства в различных странах региона, в том числе и в Республике Узбекистан, приведет к повышению конкурентоспособности экономики, совершенствованию внешнеэкономической деятельности, увеличению объема экспорта, совершенствованию его структуры,  диверсификации внешнеторгового оборота, что будет способствовать модернизации экономики, достижению качественных изменений в структурном составе экономики, дальнейшему экономическому развитию и росту благосостояния населения.

Алла  Юрьевна МАКУШИНА,

старший преподаватель кафедры «Экономическая теория»,

Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова, Ташкентский  филиал.

Аннотация

В статье рассмотрены зарубежный опыт развития малого бизнеса и частного предпринимательства, особенности малого предпринимательства в Республике Узбекистан, приведена статистика по малому бизнесу и частному предпринимательству в различных странах мира, а также показана его роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, особенности и преимущества малого предпринимательства, льготы для малого бизнеса, зарубежный опыт развития малого предпринимательства.

 

The article analyzes the use of foreign experience in developing the small business and private entrepreneurship, and their advantages in the Republic of Uzbekistan. There cited statistics on small businesses and private entrepreneurship in different countries of the world, and its role is shown in improving the competitiveness of national economy.

 

Маколада кичик бизнес ва хусусий тадбиркорликнинг ривожланишида чет эл тажрибаларидан фойдаланишнинг афзалликлари ва Узбекистонда кичик бизнес ва тадбиркорликнинг хусусиятлари урганилган, ва дунёнинг хар хил мамлакатларида мавжуд кичик бизнес ва хусусий тадбиркорлик статистикаси келтирилган, ундан ташкари миллий иктисодиётнинг ракобатбардошлигини оширишдаги унинг урни ёритиб берилган.

Cписок использованной литературы:

  1. 1. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». 07.02.2017 :URL: http://old.press-service.uz/ru/news/ 5482/
  2. 2. Захарова H.B. Развитие малого предпринимательства в странах Европейско­го Союза. В сборнике: Академическая наука – проблемы и достижения. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 15–16 февраля 2016 года. Северный Чарльстон, США. Том 2. С. 161-168.
  3. 3. www.lex.uz – Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан.
  4. 4. www.stat.uz – Официальный сайт Госкомстата РУз.
  5. 5. www.norma.uz – Информационно-правовой портал Узбекистана. 
 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"