Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
1961
8058
7845

+213
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
135450
254685
109866

+144819

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 6 685 836
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Высшее учебное заведение как комплексный социально-экономический объект реформирования

Процессы глобализации и информатизационная революция обусловили новые требования к роли образования, что послужило основанием реформирования образовательной системы во всех странах мира. Одним из конструктивных способов решения глобальных проблем является разработка синергетической методологии и ее использование учеными-экономистами [1, с. 4].

Синергетика – наука о самоорганизации в системах [2, с. 15]. К синергетическим относятся системы, отвечающие условиям открытости, нелинейности, тенденции к нарастанию отклонений от равновесия и энтропийности.

Кроме того, синергетическим системам присущи следующие особенности: разнообразие, сложность, многомерность, неопределенность.

Одной из целей экономической синергетики стало формирование синергетических моделей применительно к экономическим объектам, а областей подобного моделирования достаточно много:

-                                            моделирование кризисных ситуаций;

-                                            глобальных процессов экономического развития и, как следствие, глобальных экологических изменений;

-                                            глобальное прогнозирование;

-                                            моделирование синергетических эффектов и, как следствие, формирование механизмов, вызывающих синергетические эффекты в системах различной природы.

Синергетическая экономика, в отличие от традиционной экономики, основополагается на открытости экономических систем, их нелинейности, неустойчивости и самоорганизованности. Синергетическая экономика предполагает, что экономическая система состоит из множества взаимосвязанных элементов, причем система как единое целое не равна равновесной сумме ее элементов [3, с. 235].

Под синергетическим развитием в экономических системах предлагается понимать самоорганизационные изменения в системе, включающие следующие формы проявления:

-                                            количественный рост и качественные трансформации как внутренние свойства экономических систем;

-                                            потенциальную возможность экономических систем развиваться как эволюционно (пошагово), так и революционно, с проявлением эмерджентности, многофазности, согласованности в коллективном действии, приводящих к прорывным синергетическим эффектам;

-                                            увеличение не только числа элементов в системах, но и изменение интенсивности и силы связи между ними, перераспределение связей, усложнение отношений между элементами, увеличение разнообразия, то есть всего того, что представляет собой изменение фазового портрета системы [4, с. 61].

Рассматривая процесс реформирования системы высшего образования Республики Казахстан, следует отметить, что синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и субъекты системы ориентированы на достижение одной общей цели.

Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью, синергетического эффекта не произойдет. В результате синергии должен осуществиться фазовый переход к самофинансированию и саморегулированию системы высшего образования.

В условиях продолжающихся поисков эффективных принципов формирования и функционирования рыночной экономики в Республике Казахстан предопределена целесообразность модернизации казахстанской образовательной системы, которая предусматривает существенные перемены в организации управления высшим образованием с целью взаимодействия государства и общества для достижения динамичного развития и высокого качества подготовки специалистов.

Под концепцией системного реформирования высшего образования необходимо понимать концепцию саморазвития и самоуправления всех элементов информационно-образовательной среды. Основу этой концепции составляют идея системной роли субъекта образования, принцип гармонизации связей и отношений между функциональными системами с учетом синергетических свойств элементов, организованных в систему. Определяющая роль в такой концепции отводится высшему учебному заведению, которое обладает синергетическими свойствами.

Под синергетическими свойствами систем понимается способность к нелинейному изменению качественных характеристик системы за счет внутренней реорганизации связей элементов (процессы самоорганизации и самоуправления). Такое изменение может привести к разрушению системы или к ее развитию и становлению на новом, более высоком уровне.

Термин «высшее учебное заведение» (вуз) долгие годы использовался в системе планового государственного финансирования. В ныне действующем Законе Республики Казахстан «Об образовании» указано: «…образовательные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях…». Основными видами высших учебных заведений являются национальный исследовательский университет, национальное высшее учебное заведение, исследовательский университет, университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище) [5, ст. 35].

Состояние социально-экономической среды отражает результаты процесса образования человека, преломленные через призму социальной и экономической деятельности. Передача опыта теоретических и практических знаний осуществляется в процессе обучения. «Тиражирование» научного, социального и экономического опыта происходит в системе высшего образования. Следовательно, высшее учебное заведение является комплексным социально-экономическим объектом управления, интегрированным результатом деятельности которого становятся личные знания профессионала-специалиста.

Такие знания возникают в процессе осознанного понимания их практической ценности в рамках этического поля. В данном случае речь идет о междисциплинарной категории «этика» (от греч. Ethos – привычка, обычаи) как составляющей любого предметного знания, формирующего привычку согласовывать свои действия с реакцией окружающей среды. Следовательно, принцип этики должен учитываться в разработке теоретических и методологических основ целеполагания системы управления образовательным комплексом.

Полагаем, что именно отсутствие устойчивой привычки соблюдения универсальных общечеловеческих норм этики в профессиональной деятельности явилось одним из определяющих факторов системного социального кризиса в Казахстане. Результаты исследования показывают, что основным девизом проведения реформ в Республике Казахстан был и пока остается термин «цель оправдывает средства». Крушение административно-командной системы было предопределено логикой развития общественных отношений как сдерживающего фактора творческой инициативы человеческого потенциала в процессе углубления интеграции социально-экономических, культурных и научных связей в мировом пространстве.

Проведенное комплексное исследование проблем высшей школы Республики Казахстан показало, что изменить состояние образовательной системы может лишь новая концепция реформирования системы высшего образования, учитывающая адаптацию мировоззренческих взглядов профессорско-преподавательских и административно-управленческих кадров к новым условиям социально-экономической среды. 

Бережное отношение к профессиональным кадрам высшей школы является исторической традицией интеллигенции, которая сформировалась в системе высшего образования. Именно профессорско-преподавательские кадры являются той «постоянной основой», которая формирует качественные свойства личности специалиста. Состояние творческого, интеллектуального потенциала кадров высшей школы можно сравнить с некой критической массой, которая способна переломить процесс деградации социально-экономической среды.

Надо подчеркнуть, что мы согласны с мнением тех ученых, которые считают, что именно большая концентрация научного потенциала «вузовских» ученых позволила высшей школе быстрее адаптироваться к новым условиям. Это объясняется, но нашему мнению, тем, что научные школы высшей школы менее «консервативны» к восприятию новых идей, чем академические. Эти научные школы представляют собой наиболее динамичные научные системы, находящиеся в постоянном «диалоге» с реалиями социально-экономической среды. Свидетельством тому может быть практическое отсутствие безработицы в среде высшего образования.

В контексте данного исследования считаем, что успешное разрешение системного кризиса в Республике Казахстан – это практическое решение проблемы соотношения уровня профессионального образования народа на данном историческом этапе требованиям времени. Ведь именно образовательный фактор является одним из важных моментов возникновения социально-психологической неустойчивости людей к резким изменениям политического и экономического курса.

Реализация рыночной концепции развития Республики Казахстан связана с формированием новых представлений, принципов, методов и способов управления образовательными учреждениями на любом уровне (ясли, средняя школа, профессиональные учебные учреждения). Изменившиеся социально-экономические условия жизнедеятельности граждан страны обусловливают необходимость многоцелевого реформирования всего образовательного пространства. Высшее образование человека является объективно базовым и дальнодействующим фактором формирования интеллектуального капитала страны, его производительных сил. Оно определяет цели, принципы и методы управления культурным, научным, социально-экономическим и техническим развитием страны в целом, и всей системы образования в частности. Система образования, интеллектуальный капитал и национальная экономика являются компонентами сложной взаимосвязанной системы.

Так, Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Комиссии Европейского Союза в обстоятельном исследовании квалификационного уровня рабочей силы в Европе отмечает: «Без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – конкурентоспособной экономики» [6, с. 72].

По словам Л. Туроу, профессора экономики нью-йоркского университета, «в XXI веке образование и квалификация рабочей силы станут доминирующим орудием конкуренции» [6, с. 73].

Как отмечено в Долгосрочной программе развития образования до 2020 года, «образование в течение всей жизни» станет залогом успешного профессионального развития в быстро меняющемся мире развитых технологий. Использование знаний, полученных на одном определенном этапе профессиональной деятельности, будет недостаточным. Знания и навыки, полученные в детстве и юности, не смогут гарантировать успеха на всю жизнь. Успешное профессиональное развитие будет подразумевать постоянное обновление навыков и знаний, чтобы соответствовать стремительно растущим профессиональным требованиям, меняющимся привычным моделям образования, работы и жизни в целом [7].

На этапе решения практических управленческих задач в высшем учебном заведении необходимо учитывать системный характер процесса профессионального образования, а также его конечного результата, отражающего качество подготовки специалиста. Специфика реализации системного подхода в отношении организации и осуществления образовательного процесса проявляется в том, что он характеризуется многоаспектностью поведения самого субъекта образования.

Многоаспектность поведения субъекта образования – это разносторонняя, многоплановая характеристика субъекта, которая включает такие основные элементы системы, как индивид (природное многообразие способностей), субъект деятельности (социальное многообразие деятельности) и творческая личность (интеллектуальное разнообразие) [8, с. 33].

С учетом условия многоаспектности процесс образования может рассматриваться как предмет исследования в педагогике, психологии, культуре, социологии, экономике, информатике и др. При этом любой исследовательский процесс требует адекватного управления им. В связи с тем, что процесс образования в высшей школе может быть охарактеризован как интегрированный многопараметрический, то и функция управления таким объектом должна осуществляться с учетом необходимости реализации ряда основных принципов системного анализа (системности, иерархии, интеграции, формализации).

Системообразующим элементом профессионального образования является высшее учебное заведение, которое рассматривается нами как единый образовательный комплекс и целостный объект управления, функционирующий на основе многоцелевого подхода.

В основу исследования высшей школы как комплексного социально-экономического объекта положен сформулированный выше системный принцип. Содержательный смысл этого принципа заключается в том, что исследуемый объект рассматривается в триединстве как:

-                             целостная административно-хозяйственная система;

-                             элемент более крупной системы (надсистемы, среды) экономики образования;

-                             основа взаимоотношений с другими системами или ее элементами, которые устанавливаются посредством информационных связей между педагогической, научно-исследовательской, социальной и экономической подсистемами.

Высшее учебное заведение как структура обусловливает закономерности функционирования ее элементов (подсистем) в системе устойчивых отношений (правовых, административных, экономических, социальных, психологических, педагогических, культурологических, личностных). Перечисленные отношения имеют предметный характер и образуют в структуре высшего учебного заведения предметные подсистемы. Связь между этими подсистемами осуществляется обычно по функциональному признаку. Наиболее рациональное взаимодействие предметных подсистем высшего учебного заведения должно быть организовано на основе использования принципа иерархии управляемых объектов.

Таким образом, надо сказать, что современная система профессионального образования (любого уровня) рассматриваемая как целостный объект исследования, должна разрабатываться с учетом многоцелевого характера ее развития. Это позволит обеспечить необходимый уровень гармонизации системы. В основе гармонизации возможного множества подлежащих реализации мелей должно лежать целостное представление о мире. Концептуальной основой такой целостности системы профессионального образования является представление ее как совокупности тесно взаимоувязанных подсистем и элементов. В состав системы профессионального образования рекомендуется включить:

  1. подсистему социокультуры, формирующую нравственные, естественнонаучные, экологические, культурные, социальные, политические и другие тенденции развития общественного производства, а также отражающую формы развития качества материального и духовного мира;
  2. подсистему социоэкономическую, отражающую меру и степень развития производительных сил и экономических отношений в профессиональной деятельности как формы развития качества деятельности человека и окружающей его среды;
  3. подсистему педагогическую (дидактическую), создающую мотивационные, содержательные, технологические, материально-технические, учебно-методические и другие информационно-познавательные условия для постоянного образовательного взаимодействия участников образовательного процесса с целью достижения индивидуальной профессиональной подготовки в соответствии с государственным стандартом;
  4. систему творчества, создающую мотивационные и стимулирующие условия к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, научной и инновационной деятельности как формы развития качества личности;
  5. надсистему административную, обеспечивающую полный жизненный цикл образовательного процесса, нормативно-правовую базу, финансово-экономическую деятельность высшего учебного заведения, идентификационно-контролирующие функции, подбор и расстановку кадров, образовательный маркетинг, образовательный менеджмент и многие другие административные функции управления ресурсами сферы образования для поиска оптимальных (наилучших) решений саморазвития образовательного учреждения.

С учетом необходимости реализации перечисленных задач считаем целесообразным выдвинуть концепцию, заключающуюся в необходимости проведения исследования высшего учебного заведения, являющегося образовательным комплексом, как целостного объекта, включающего экономические, социальные, научно-исследовательские и педагогические его характеристики.

Лариса Анатольевна ФРЕЗОРГЕР,

доктор экономических наук, профессор;

Баянгуль Темирболатовна МУСАЛИМОВА,

докторант PhD.

Инновационный Евразийский университет,

Республика Казахстан, г. Павлодар. 

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы реформирования высшего учебного заведения как комплексного социально-экономического объекта. Авторами отмечается целесообразность исследования высшего учебного заведения в качестве целостного объекта, включающего экономические, социальные, научно-исследовательские и педагогические его характеристики.

Мақолада комлекс ижтимоий-иқтисодий объект сифатида олий ўқиув юртларини ислоҳ қилиш масалалари кўриб чиқилган. Муаллифлар томонидан олий ўқув юртлари борасида тадқиқот олиб боришда уларга иқтисодий, ижтимоий, илмий-тадқиқот ва педагогик йўналишларини ўз ичига олган яхлит объект сифатида ёндашишнинг мақбуллиги таъкидланган.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, высшее образование Республики Казахстан, экономика высшего образования, управление высшим образованием, реформирование высшего образования, государственное управление в сфере высшего образования.

Литература:

  1. Курдюмов С.П. Синергетика и новое мировидение // Синергетика, философия, культура. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 4-9.
  2. Кузнецов Б.Л. Введение в экономическую синергетику. – Наб. Челны: Изд-во КамПИ, 1999. – 326 с.
  3. Бахур А.Б., Заботнев М.С. Инвестиционный процесс и фондовый рынок – аспекты самоорганизации и системной организации // Синергетика, философия, культура. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 235-240.
  4. Кузнецова С.Б. Управление корпоративным развитием в машиностроении на основе формирования синергетических эффектов (системно-синергетический подход). Дис. … канд. экон. наук. – Наб. Челны, 2004. – 164 с.
  5. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» // http://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747.
  6. Филиппов В.M. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании // Журнал «Инновации в образовании РАНОУ». – 2001. – №1. – C. 71-79.
  7. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30906915.
  8. Тарасова М.В. Многоаспектность элемента системы образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – № 11. – 2012. – С. 33-34.

 

 

 

© Copyright 2008 - 2018    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено!
Администрация сайта не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений, размещенных на сайте.
Условия использования информации

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"