Рус
Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов *** Объем торгов за национальную валюту на РФБ «Тошкент» за апрель текущего года составил 19,07 млрд. сумов
Голосование
Тадбиркорликни ривожлантириш қандай омилларга боғлиқ?
 
Статистика посещений
Посещения [+/-]
Сегодня:
Вчера:
Позавчера:
2595
5836
6238

-402
Этот месяц...:
Прошлый мес...:
Позапрошлый...:
87979
172957
187770

-14813

Всего посещений
С начала работы biznes-daily.uz 5 223 386
Главная "BIZNES - ЭКСПЕРТ" Факторы, обуславливающие современные тенденции мировых потоков прямых иностранных инвестиций

 

По данным официальной статистики, объем освоенных иностранных инвестиций и кредитов в экономике Узбекистана по итогам 2016 года вырос на 11,3% и превысил 3,7 миллиарда долларов, что не соответствует экономическому потенциалу республики. Для сравнения: динамично развивающиеся страны, почти равные по потенциалу экономики с Узбекистаном, привлекают ПИИ в объёме 10-15 млрд. долл. в год.

В соответствии с задачами, определёнными в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в 2017-2021 годах планируется реализовать отраслевые программы, предусматривающие в общей сложности 649 инвестиционных проектов на сумму 40 миллиардов долларов США. В связи с этим актуальными являются вопросы изучения факторов, обеспечивающих привлекательность нашей страны для иностранных инвестиций. В данной статье мы попытаемся обобщить эти факторы на основе изучения научной зарубежной литературы и прогрессивного зарубежного опыта.

Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие разместить свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счёт государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира. На многостороннем уровне гарантией инвестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Условия о гарантии инвестиций содержатся в Ломейской конвенции, подписанной между странами ЕС и многими развивающимися странами, а также в многочисленных многосторонних документах, одобренных международными организациями.

Создание свободных экономических зон (СЭЗ). Понятие «свободная экономическая зона» стало широко распространённым в литературе в течение последних тридцать лет. Сегодня понятие СЭЗ трактуется как территория, на которой стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных мер. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в СЭЗ, обычно освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе земельного налога, налога на имущество, налога на прибыль, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа, обязательных отчислений в некоторые фонды. Вышеуказанные налоговые освобождения предоставляются на определённый срок в зависимости от объёмов инвестирования. Участники СЭЗ освобождаются от уплаты таможенных платежей на завозимое оборудование, а также сырье, материалы и комплектующие изделия для производства продукции на экспорт на весь период деятельности СЭЗ. Также участники СЭЗ не имеют ограничений в осуществлении валютных операций: в пределах СЭЗ могут осуществлять расчёты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключёнными между ними договорами и контрактами; оплачивать в свободно конвертируемой валюте поставку товаров, работ и услуг со стороны других хозяйствующих субъектов – местных резидентов; использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчётов за экспортируемые и импортируемые товары.

Первые СЭЗ появились в США, когда в 1934 году был принят закон о зоне внешней торговли, разрешающий инвесторам организовывать производства именно в зонах свободной торговли и предоставляющий им для этого ряд преференций. Тайвань в 1966 году создал свою СЭЗ, а Южная Корея – в 1970 году. В 1975 году в мире уже насчитывалось 29 СЭЗ, а далее их число начало расти быстрыми темпами (таб. 1). Так, количество стран, внедривших СЭЗ, увеличилось с 29 в 1975 году до 130 в 2006 году, а само количество СЭЗ за аналогичный период возросло соответственно с 79 до 3500, а в среднем на одну страну – с 3 до 27. Как показывают статистические данные, создание СЭЗ

стало более или менее значимым явлением в 90-х годах, а в 2000-х годах приняло уже массовый характер.

Таб. 1.

Рост количества СЭЗ в мировом масштабе, 1975-2006 гг.

1975 1986 1995 1997 2002 2006

Количество стран, создавших СЭЗ 29 47 73 93 116 130

Количество СЭЗ 79 176 500 845 3000 3500

Количество СЭЗ в среднем на 1 страну 3 4 7 9 26 27

Численность занятых в СЭЗ, млн. чел. н/д н/д н/д 22,5 43 66

Источник: МОТ, 2003; 2007.

Китай является страной, имеющей значительный опыт в создании СЭЗ. Принципы создания СЭЗ в Китае во многом схожи с принципами, изложенными в работе итальянского экономиста Бекаттини, который попытался обосновать теорию специальных индустриальных районов как экономических субъектов, характеризующихся тем, что в специальной ограниченной территориальной зоне рабочая сила и фирмы имеют особые производственные отношения [1]. Если в 70-х гг. это были обычные промышленные СЭЗ, то уже в 80-х гг. создаваемые СЭЗ принимали форму технопарков. В результате в Китае начало наблюдаться массовое привлечение ПИИ из-за рубежа, рост экспорта и урбанизация территорий СЭЗ [2]. В 90-е годы по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай, в котором успешно функционировали пять СЭЗ, которые были созданы еще в 1980 г. Затем в 1990 г. в Шанхае была создана СЭЗ, на территориях которой объемы инвестиций 90-х годов превысили суммарный объем инвестиций пяти СЭЗ почти за 20 лет (соответственно 25 и 22 млрд. долл.). Помимо этого, 14 городов Китая получили статус СЭЗ в форме открытых приморских территорий [3].

Южная Корея в 1970 году приняла закон об учреждении СЭЗ с целью привлечения ПИИ, стимулирования роста экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий. Этим законом была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров «азиатского чуда» [4]. Затем этому примеру последовали Гонконг и Сингапур, и вскоре эти страны приобрели название «азиатских тигров» благодаря их экономическому рывку за счёт достижения наиболее высоких в мире темпов экономического роста.

Страхование ПИИ является специфической формой страховки и может производиться как частными, так и государственными агентствами. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно стоит до 1% от суммы инвестиции. Если наступает обусловленный в страховом договоре страховой случай, страховая компания обязана возместить прямому инвестору его потери. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. В США страхованием ПИИ занимается Государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций (ОПИК) [5].

Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража. В рамках стран-членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда, поскольку в большинстве случаев урегулирование споров на базе законодательства принимающей страны не устраивает прямых инвесторов, а на базе законодательства страны базирования – принимающие страны.

Исключение двойного налогообложения. Государства, корпорации которых особенно активно осуществляют взаимные прямые инвестиции, нередко подписывают соглашения об исключении двойного налогообложения, которые касаются прибыли предприятий с иностранными инвестициями. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них захочет обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

Прочие факторы. Итак, принятие решения о ПИИ зарубежным инвестором зависит от целого ряда критериев, причём наличие налоговых льгот и преференций, как это ни странно, не самый главный критерий [6]. Известный учёный, исследовавший мотивы инвесторов во вложении капитала за рубежом, Джон Даннинг выделяет следующие устремления инвесторов: они ищут доступ к природным или специфическим ресурсам, квалифицированной или малоквалифицированной рабочей силе и технологическому потенциалу по ценам ниже, чем в их собственной стране; они стремятся увеличить сбыт своей продукции за счёт внутреннего рынка принимающей данные инвестиции страны, а также возможности экспорта на соседние зарубежные рынки; инвесторы стремятся достичь экономии от масштаба и получить выгоды за счёт снижения издержек [7]. Следовательно, решающими критериями для зарубежного инвестора в принятии решения об инвестициях являются наличие достаточных объёмов природных ресурсов, стабильность политической и экономической жизни в обществе, соответствие принципов функционирования правовой системы и системы органов государственной власти общепризнанным демократическим принципам, наличие развитой банковской, транспортной и прочей инфраструктуры, наличие дешёвой и одновременно высококвалифицированной рабочей силы.

Исходя из вышеизложенного, в Республике Узбекистан предлагается разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих увеличение объёма притока ПИИ в Республику Узбекистан через:

а) развитие правовой базы, обеспечивающей развитие различных форм международного бизнеса;

б) повышение эффективности функционирования государственных органов управления и институтов в целях снижения транзакционных издержек;

в) макроэкономическую стабильность;

г) накопление и повышение качества человеческого капитала;

д) развитие транспортной, финансово-банковской и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Муниса ТУРДИБАЕВА,

стажёр-преподаватель, УМЭД.

Аннотация

В статье обобщены факторы, обуславливающие современные тенденции мировых потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на основе изучения соответствующей научной литературы, даны рекомендации для совершенствования стратегии привлечения ПИИ в Республику Узбекистан.

Мақолада жаҳон миқёсида тўғридан-тўғри хорижий инвестициялар оқимларига таъсир этувчи омиллар тегишли илмий адабиётни ўрганиш натижасида умумлаштирилган ҳамда Ўзбекистон Республикасига тўғридан-тўғри хорижий инвестицияларни жалб этиш стратегиясини такомиллаштириш бўйича тавсиялар берилган.

The article summarizes the factors that determine the current trends in the world flows of foreign direct investment (FDI) based on the study of relevant scientific literature, and gives recommendations for improving the strategy for attracting FDI to the Republic of Uzbekistan.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, свободные экономические зоны, факторы привлечения прямых иностранных инвестиций.

Список использованной литературы и комментариев:

1. Becattini G. (1990). The Marshallian industrial districts as a socio-economic notion. In: Pyke F., Becattini G. and Sengenberger W. (Ed.). Industrial Districts and Inter-firm Co-operation in Italy, pp. 37–51. Geneva: International Institute of Labour Studies.

2. Zhang, X G (1999). Foreign investment policy, contribution and performance. In: Foreign direct investment and economic growth in China. Edited by Yanrui Wu, pp. 11–41. Cheltenham:Edward Elgar; Li, X (2001). A study on the urbanization of Guangzhou Economic and Technological Development District and Guangzhou Hitech Industrial Development Zone. Tropical Geography 21(1), pp.11–16.

3. Там же.

4. Кузьменко В.П., Кузнецова Л.И. Свободные экономические зоны: мифы и реальность // «Экономика предприятия», 1999, №2-3. С. 24-34.

5. Overseas Private Investment Corporation (OPIC).

6. Существует огромное количество исследований чувствительности ПИИ к средней ставке налогов. Они свидетельствуют, что в среднем при повышении налогов на один процент ПИИ сокращаются на 3,7%. Но есть исследования, которые показывают, что в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от 0% до 5%. Некоторые исследования показывают, что некоторые типы ПИИ вообще не чувствительны к уровню налогообложения. Примерами этому являются страны, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Информацию о таких выводах можно почерпнуть из следующего источника: OECD. Tax Effects on Foreign Direct Investment. Policy Brief. 2008, February.

7. Dunning, J.H. (1993). Multinational enterprises and the global economy. Wokingham: Addison-Wesley.

 

© Copyright 2008 - 2017    biznes-daily.uz Все права защищены
Свидетельство о регистрации № 0976, выдано Узбекским агентством по печати и информации 04.06.2013 г
Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.
При распространении материалов сайта в любой форме гиперссылка на biznes-daily.uz обязательна!
Сайт не несёт ответственности за содержание рекламных объявлений.

WEB - Центр информационных технологий "Privatinformsistem"